Судебная практика бездействие полиции

Жалоба на бездействие сотрудников полиции

Судебная практика бездействие полиции

Обращаясь за помощью к правоохранительным органам пострадавший рассчитывает получить необходимое содействие в поимке преступника и защиты интересов пострадавшей стороны.

Но иногда бывают ситуации, когда сотрудники не уделяют должного внимания своей работе и трудятся не добросовестно. Чтобы защитить свои интересы, гражданин имеет право написать жалобу, если считает, что полицейские не исполняют свой долг в полной мере.

Чтобы грамотно составить заявление, необходимо знать особенности подачи жалобы такого рода.

Что является бездействием сотрудников полиции?

На основании статьи 49 федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ» бездействие служащих полиции является нарушением служебной дисциплины, особенно, если это повлекло за собой угрозу жизни и нарушение прав и свобод человека.

Таким образом, сюда можно отнести нарушение служебных обязанностей полицейским или не добросовестную службу. Также, нарушения в виде превышения полномочий также являются поводом для подачи жалобы на основании статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Стоит обращаться тогда, если пострадавшему нанесен материальный или моральный вред, включая нарушение его прав.

Какие могут быть причины для подачи заявления в прокуратуру?

Случаи, когда нарушаются права человека не так много, и гражданину необходимо знать, когда он может подать жалобу на полицейских.

Основания для составления заявления:

  • по заявлению о возбуждении уголовного дела не ведется проверка;
  • проверка проводится поверхностно, не уделяется внимания к важным обстоятельствам, а в возбуждении уголовного дела отказали;
  • дело было возбуждено, но по более мягкой статье УК РФ;
  • дело было возбуждено, но по нему не было проведено никаких действий, по итогу дело было приостановлено, без справедливого наказания преступников;
  • превышение полномочий сотрудниками при осуществлении задержания, без применения доказательной базы и отсутствия на то оснований;
  • несоблюдение требований заполнений необходимых документов и бланков;
  • игнорирование обращений граждан при выявлении нарушений;
  • вымогательство денежных средств;
  • сокрытие преступления или улик;
  • оказание содействия преступнику;
  • гражданин не получил уведомления по рассмотренному заявлению, попытки выяснить причину остаются без ответа.

С подачей заявления мешкать не стоит, поскольку вовремя предпринятые действия могут помочь раскрыть преступление.

Иногда, можно не подавать жалобу в вышестоящие инстанции, а допустимо обжаловать действия сотрудников в установленный срок.

Также, если в ходе допроса показания потерпевшего были записаны не точно, то жалобу писать не стоит, требуется только уточнить моменты, с которыми не согласен гражданин.

Правила составления

Существуют особые правила составления документа, которыми необходимо следовать.

Такие правила не установлены законодательством, но имеются критерии составления на основании федерального закона от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» № 59-ФЗ.

Обязательно следует писать разборчивым почерком и проверять все указанные сведения о деле, также, проверять достоверность информации. Личные данные необходимо указывать верно, чтобы служащие могли впоследствии связаться с заявителем.

Основные правила составления:

  • Указать адресата шапке документа, контакты и личные данные руководителя.
  • Под данными адреса указываются данные о заявителе – фамилия имя отчество, адрес фактического проживания, адрес места регистрации, контакты.
  • Обязательно указывается слово «жалоба» посередине документа.
  • Первый абзац отведен для изложения сути проблемы, текст не имеет установленной формы, но рекомендуется четко и по делу изложить все детали несогласия с действиями полицейских.
  • Если заявитель запомнил сведения о сотруднике, нарушившего его права, то следует указать их, например, номер нагрудного знака, фамилию и инициалы.
  • Требуется указать необходимость принятия жалобы и рассмотрения согласно законодательству.
  • Автором может быть любой гражданин, чьи права нарушены должностными лицами.
  • В конце указывается дата составления заявления и подпись обратившегося, без подписи жалоба будет считаться анонимной.

Есть три способа для отправки документа:

  • лично посетить учреждение, с просьбой зарегистрировать обращение в журнале, в этом случае заявителю обязаны выдать талон регистрации заявления;
  • электронная подача через официальный сайт или портал Гоуслуги, важно помнить, что не все учреждения принимают заявления через данный портал, в таких случаях лучше направить документ по электронной почте;
  • почта России или курьерская доставка поможет тем, кто желает, чтобы обращение точно было доставлено. Почтовые адреса указываются на официальных сайтах учреждений.

Образец

Написать заявление гражданин может от руки или напечатать на компьютере. Для того, чтобы грамотно составить обращение рекомендуется использовать образец. Образец можно скачать из интернета или найти в отделениях того учреждения, в которое собирается подать обращение пострадавший.

Куда можно пожаловаться на бездействие сотрудников?

Основными инстанциями для подачи жалобы на бездействие сотрудников являются:

  • Суд.
  • Прокуратура.
  • УСБ.
  • Руководителю органа полиции.

Прокуратура

В соответствии с Приказом Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 года № 277 прокуратура контролирует соблюдения законодательства и надзор за многими государственными учреждениями.

Прокурор имеет право требовать на проверку любое уголовное дело, чтобы изучить проведенные по нему мероприятия.

Таким образом, можно подать заявление о возбуждении уголовного дела сразу в прокуратуру, что обеспечит более внимательное отношение сотрудников полиции.

Проверка дел по заявлению граждан составляет примерно десять рабочих дней, за это время выявляются или не выявляются нарушения законов. Если за время проверки обнаружены нарушения, то прокурор выносит постановление об их исправлении.

Также, прокурор направляет обращение на имя начальника отделения, с требованием о привлечении к дисциплинарной ответственности определенных полицейских. Заявителю также направляется уведомление.

Подать жалобу в прокуратуру гражданин может лично или через портал Госуслуги.

Суд

Суд является высшей инстанцией обжалования действий или бездействий сотрудников правоохранительных органов. Такие обращения рассматриваются в течение пяти рабочих дней со дня подачи. На заседание суда вызываются должностные лица, на которых жалуется гражданин.

Суд имеет право потребовать служащих устранить указанные нарушения. Данные обращения принимаются согласно статье 125 УПК РФ, поэтому жалоба не будет принята, если дело уже рассматривается другим судьей.

Обращение должно быть исковым заявлением, форма является идентичной, той которая направляется в прокуратуру.

Как пожаловаться руководителю территориального управления полиции?

В данную инстанцию направляются обращения с особыми нарушениями – грубость, некорректное поведение, если должностное лицо обращалось к гражданину с нецензурными выражениями.

Данные обращения становятся предметом для внутренней проверки отделения, и влекут за собой дисциплинарную ответственность вплоть до штрафа или лишения квартальной премии.

Гражданин имеет право обратиться к руководителю отделения на недобросовестное поведение служащего, но рекомендуется с такими заявлениями направляться в суд или прокуратуру.

Жалоба в УСБ

Орган Управления Собственной Безопасностью принимает обращения граждан, которые содержат уголовную ответственность, применимую к полицейскому. Если имело место вымогательство, взяточничество, избиение пострадавшего, сокрытие доказательств и улик.

Сюда относится также помощь подозреваемому в сокрытии преступления или любое взаимодействие, которое может помочь преступнику избежать наказания. УСБ проводит проверку, в результате которой выявляются нарушения, а должностное лицо привлекается к ответственности.

Стоит помнить, что за соучастие и помощь преступникам может наступить наказание в виде лишения свободы и освобождения от должности. Такие дела считаются более серьезными, и простым штрафом виновники не обойдутся.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/jaloba-na-bezdeistvie-sotrudnikov-policii-5d75433d027a1500ae513af2

Судебная практика к статье 15 Закон о полиции. О признании действий незаконными, компенсации морального вреда

Судебная практика бездействие полиции
Законы и кодексы » Закон о полиции » Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения » Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории » Дело N33а-14394/2016. О признании действий незаконными, компенсации морального вреда.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 октября 2016 г. по делу N 33а-14394/2016А-019а

Судья Чугунников Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Полынцева С.Н.,

судей: Мирончика И.С., Корниенко А.Н.,

при секретаре: С.У.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Шиллера ФИО16 к МО МВД России “Курагинский”, Министерству финансов Российской Федерации о признании действий незаконными и взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя МО МВД России “Курагинский” М.Ю.,

по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов РФ Г.,

по апелляционной жалобе заместителя начальника ОГИБДД МО МВД России “Курагинский” К.,

на решение Каратузского районного суда Красноярского края от 17 августа 2016 года, которым постановлено:

“Заявленные требования Шиллера С.Э. удовлетворить частично.

Признать незаконными и нарушающими права заявителя действия сотрудников МО МВД России “Курагинский”, выразившиеся в проникновении без согласия собственника 07.07.2016 года на земельный участок, принадлежащий на праве собственности Шиллеру С.Э., расположенный по адресу: , и проведении осмотра автомобиля “Toyota Harrier” с государственным регистрационным знаком N, принадлежащего заявителю.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Шиллера ФИО17 компенсацию морального вреда в размере рублей, с МО МВД России “Курагинский” судебные расходы в сумме рублей, в остальной части требований отказать”.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Ш. обратился в суд с административным исковым заявлением к МО МВД России “Курагинский” и Министерству финансов Российской Федерации о признании действий сотрудника полиции К. незаконными и взыскании компенсации морального вреда в размере рублей.

Требования мотивированы тем, что Ш. является собственником автомобиля “Toyota Harrier” с государственным регистрационным знаком N, который 07.07.2016 года находился на принадлежащем ему земельном участке, расположенном в . Без его уведомления и согласия в присутствии свидетелей сотрудник полиции К.

незаконно вскрыл вышеуказанный автомобиль, проник в него и что-то делал внутри автомобиля, требования свидетелей о прекращении данных действий проигнорировал. Ш. считает, что своими действиями сотрудник полиции К.

нарушил его конституционные права на неприкосновенность собственности, выразил пренебрежительное отношение к нему, как к гражданину, причинив тем самым нравственные страдания. В связи с этим, Ш. просил признать вышеуказанные действия сотрудника МО МВД России “Курагинский” К.

незаконными и взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в свою пользу компенсацию морального вреда в размере рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель МО МВД России “Курагинский” М.Ю. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм процессуального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела.

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов РФ Г. просит решение отменить, ссылаясь на то, что оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется, поскольку не установлена незаконность действий должностных лиц и их вина в причинении вреда.

В апелляционной жалобе заместитель начальника ОГИБДД МО МВД России “Курагинский” К. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

Шиллером С.Э. поданы возражения на апелляционную жалобу заместителя начальника ОГИБДД МО МВД России “Курагинский” К., в которых просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Кроме того, Ш. сослался на возможность изменения решения суда, указав на незаконность действий именно К., а не сотрудников полиции в целом.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: административный истец Ш., заинтересованное лицо – заместитель начальника ОГИБДД МО МВД России “Курагинский” К., остальные участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия считает необходимым апелляционные жалобы представителя МО МВД России “Курагинский” М.Ю. и представителя Министерства финансов РФ Г. оставить без рассмотрения в силу следующего.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 22-ФЗ от 08.03.2015 года “О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации” с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 301 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 301 КАС РФ апелляционная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, апелляционное представление – прокурору, если: апелляционные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции.

В соответствии с ч. 2 ст. 299 КАС РФ апелляционная жалоба подписывается лицом, ее подающим, или его представителем. К апелляционной жалобе, поданной представителем, должны быть приложены документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, указанные в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса, если они отсутствуют в деле.

Согласно ч. 1 , 3 ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Как усматривается из материалов административного дела, апелляционные жалобы от имени МО МВД России “Курагинский” и Министерства финансов РФ в нарушение ст. 55 КАС РФ поданы и подписаны их представителями М.Ю. и Г. (соответственно) без предоставления дипломов о высшем юридическом образовании.

При таких обстоятельствах, вышеуказанные апелляционные жалобы в силу п. 5 ст. 309 КАС РФ подлежат оставлению без рассмотрения по существу ввиду наличия оснований, предусмотренных частью 1 статьи 301 настоящего Кодекса.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения, выслушав заместителя начальника ОГИБДД МО МВД “Курагинский” К., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, Шиллера С.Э.

, согласившегося с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, поданной заместителем начальника ОГИБДД МО МВД “Курагинский” К.

, судебная коллегия считает, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст.

218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 г.

N 3-ФЗ “О полиции” деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной детективной (сыскной) деятельности; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Согласно п. 5 ч. 1 ст.

13 этого же Федерального закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции , государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Положениями части 3 статьи 15 Федерального закона “О полиции ” установлено, что проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также: 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 3) для пресечения преступления; 4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Как следует из материалов дела, Ш. является собственником земельного участка по адресу:

Кроме того, Шиллеру С.Э. на праве собственности принадлежит автомобиль “Toyota Harrier”, государственный регистрационный знак N

07.07.2016 года в МО МВД России “Курагинский” поступил запрос ГУ МВД России по Красноярскому краю о проведении служебной проверки по факту сдачи либо утраты государственных регистрационных знаков N

Источник: https://advokat-malov.ru/zakony-i-kodeksy/zakon-o-policii/glava-4--primenenie-policiey-otdelnyh-mer-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya/statya-15--zakon-o-policii/sud-praktika-k-state-15-zakon-o-policii-48900.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.