Статус плательщика в платежном поручении в 2020 году

Верно указываем статус в платежных поручениях в 2018 году

Статус в платежных поручениях в 2018 году при расчетах налогоплательщика с государственными структурами должен указываться с некоторыми особенностями, которые обусловлены предписаниями Минфина России. Рассмотрим их, а также иные актуальные положения законодательства в части заполнения платежек.

Показатель статуса в платежном поручении

Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:

  • Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800, уточнившее применение показателей статуса плательщика в корреляции с КБК, используемым в качестве идентификаторов бюджетных обязательств;
  • Минфина России от 20.05.2016 № 02-08-12/29143, определившее зависимость между тем, кто и куда платит, для некоторых кодов, в частности, указавшее номер кода, проставляемый при уплате налога одним физлицом за другое;
  • ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, отметившее, что ошибка в указании статуса плательщика не делает налоговый платеж неуплаченным и может быть исправлена путем уточнения через заявление, направленное в налоговый орган.

В связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов разъяснения о статусе в платежках таковы:

  • Письма ФНС России, ПФР, ФСС РФ от 26.01.2017 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П, ФНС России от 20.01.2017 № БС-3-11/371@ требуют указания кодов по правилам из приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н:
    • для юрлиц и ИП при оплате за своих работников — код 14;
    • для ИП, платящих за себя, — код 09.
  • Письма ФНС России от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@, от 10.02.2017 № ЗН-4-1/2451@ поясняют, что, поскольку банки в силу технических проблем не могут принять платежи со статусом 14, действуют коды:
    • 01 — для юрлиц;
    • 09, 10, 11, 12 — для ИП, в т. ч. при оплате за своих работников.

Приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н со 02.10.2017 обновлены 2 статуса плательщика:

  • 03 — его в платежном поручении проставляет организация федеральной почтовой связи при составлении распоряжения о переводе денег по каждому платежу физлица (кроме уплаты таможенных платежей);
  • 06 — данный код предусмотрен для участников внешнеэкономической деятельности — юрлиц (кроме получателя международного почтового отправления).

О нюансах заполнения полей платежного поручения расскажут статьи:

Статус в платежках по земельному налогу: нюансы

То, каким образом следует указывать статус в платежках по земельному налогу, поясняет письмо Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800. Это зависит от того, кто осуществляет перечисление:

Физлицам рекомендуется фиксировать статус:

  • 03 — для юрлиц, классифицируемых как организация федеральной почтовой связи (или ФПС) и формирующих распоряжения о переводе финансовых средств по платежам физлиц;
  • 09 — для ИП;
  • 10 — для нотариусов, которые занимаются частной практикой;
  • 11 — для адвокатов, имеющих собственный кабинет;
  • 13 — для физлиц, являющихся клиентами кредитно-финансовой организации, владельцами счета;
  • 15 — для банков, их филиалов, платежных агентов, организаций ФПС, формирующих платежные поручения на некую общую сумму с реестром на транзакцию денежных средств, которые приняты от плательщиков в статусе физлиц;
  • 16 — для участников внешнеэкономических действий в статусе физлица;
  • 17 — для участников внешнеэкономических действий в статусе ИП;
  • 19 — для юрлиц и их филиалов, сформировавших распоряжение о транзакции денежных средств, которые удержаны из зарплаты должника в статусе физлица в счет долгов по обязательствам перед бюджетной системой РФ на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — для кредитных структур и их филиалов, платежных агентов, которые формируют распоряжения о транзакциях денежных средств по отдельным платежам физлица.

У юрлиц статус может быть таким:

  • 01 — для налогоплательщиков в статусе юрлица;
  • 02 — для налоговых агентов;
  • 04 — для налоговых органов;
  • 05 — для территориальных структур Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — для участников внешнеэкономических действий в статусе юрлиц;
  • 07 — для таможенных структур;
  • 26 — для учредителей фирмы-должника, собственников имущества фирмы в статусе унитарного предприятия либо третьих лиц, которые сформировали распоряжение о проведении транзакции финансовых средств, направленной на погашение требований кредиторов в процессе банкротства.

Заполняем платежку по налогам, сборам и страховым взносам: текущие нормы

Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.

Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:

  • 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
  • 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
  • 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
  • 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
  • 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
  • 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
  • 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
  • 09 — указывается ИП (при уплате различных налогов, например, при ОСН, УСН, ЕНВД);
  • 10, 11, 12 — указывается соответственно нотариусами, адвокатами, фермерами (также при уплате налогов);
  • 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом;
  • 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
  • 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
  • 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
  • 18 — указывается плательщиком таможенных сборов, обязанным уплачивать их в силу закона, но не являющимся декларантом;
  • 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
  • 21, 22 — указывается ответственными участниками, входящими в состав консолидированных групп плательщиков и обычными участниками соответственно;
  • 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
  • 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ;
  • 25 — указывается банками-гарантами при формировании распоряжений в процессе возврата НДС, при уплате акцизов;
  • 26 — указывается учредителями фирмы-должника, собственниками имущества унитарного предприятия, а также третьими лицами, намеревающимися взыскать долг с соответствующей фирмы в процессе банкротства.

Платежки в ФСС: мнение фонда

ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107.

Таким образом, в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в поле 101 указывается значение 08 в отношении всех категорий страхователя.

Видеоролик, разъясняющий порядок оформления платежного поручения на перечисление страховых взносов, смотрите по ссылке.

Итоги

В платежном поручении на оплату платежей в бюджетную систему РФ статус плательщика указывается в поле 101. Он представляет собой двузначный код из приложения 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

К примеру, при перечислении компанией налогов с собственной деятельности указывается код 01 «Налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо». А при перечислении страховых взносов в поле 101 проставляется код 08.

Статусы плательщика в платежном поручении 2017

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ).

Подобные структуры создаются с целью:

• уменьшения величины налога на прибыль;
• снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

• доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
• в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд. руб. и выше;
• в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд. руб. и выше;
• по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд. руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

• 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
• 02 — налоговые агенты;
• 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
• 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
• 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
• 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
• 13 — физлица;
• 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
• 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
• 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
• 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
• 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
• 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
• 25 — банки-гаранты;
• 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Основные средства 2017
Операции банков 2017
Объекты учета 2017
Начисление заработной платы 2017
Наличные расчеты 2017
МСФО 2017

Назад | | Вверх

Как верно указать статус плательщика для платежного поручения

Платежка — это особый финансовый документ, который позволяет организациям осуществлять переводы денежных средств в пользу контрагентов, сотрудников или производить расчеты с бюджетом. От достоверности реквизитов в платежном поручении зависит правильность зачисления средств на счет получателя. Один из таких важных реквизитов документа — это статус плательщика. В статье расскажем, как правильно определить его значение для разных платежей.

Особый реквизит

Указывая статус в платежке, бухгалтер идентифицирует:

  • вид платежа и назначение: за счет каких средств осуществляются расчеты и целевое направление платежа;
  • категорию организации-плательщика: к какой группе относится организация, которая совершает платеж;
  • группу получателей: в какую категорию попадает получатель денежных средств.

Значение следует вносить в специальное поле 101, которое отмечено на рисунке:

Как определить значение бюджетникам?

Единая система идентификации поля 101 в платежках установлена на законодательном уровне. Чиновники в приложении №5 к Приказу Минфин №107н от 12.11.13 перечислили общие правила заполнения поля.

В поле 101 составитель платежки должен указать специальный код, который соответствует виду платежа, категории плательщика и получателя перечисляемых средств. Ключевые значения для бюджетной организации указаны в таблице.

Уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, которые администрирует ФНС

При перечислении взносов ОМС, ОПС или ВНиМ

Расчеты по налоговым обязательствам, в случаях, когда компания выступает налоговым агентом

Расчеты с бюджетом по НДФЛ, уплата НДС налоговым агентом

Расчеты с бюджетом, за исключением налоговых обязательств, подконтрольных ФНС

Плата взносов в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний

Расчеты с контрагентами, в том числе с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом и внештатными работниками

Перечисление заработной платы, зачисление аванса по договору поставки, окончательный расчет за услуги сторонних компаний

О том, как правильно заполнить остальные поля платежного поручения читайте в отдельном материале «Образец заполнения платежного поручения». А чтобы не запутаться в заполнении реквизитов на оплату страхового обеспечения по наемным работникам, ознакомьтесь со статьей: «Как платить страховые взносы бюджетной организации».

Статусы для НКО и других юрлиц

Помимо бюджетных учреждений, платежные поручения на оплату обязательств составляют коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, частные практики и обычные физлица. Но использовать вышеприведенные реквизиты для данных категорий плательщиков недопустимо. Например, проставить статус плательщика ИП 01, при перечислении страховых взносов будет ошибкой.

Для НКО и прочих организаций чиновники определили свои коды.

Статус плательщика 09, что это? Код «09» следует проставлять, если налогоплательщик — это индивидуальный предприниматель. То есть, если ИП уплачивает страховые взносы и иные платежи в пользу ФНС, то в поле 101 проставляем «09».

Статус «10» указываем при свершении аналогичного вида расчетов, но если налогоплательщик — это нотариус, ведущий частную практику.

Статус «12» используют частные адвокаты.

Статус плательщика 13, что это? Если платеж, в пользу налоговой инспекции осуществляет физическое лицо, то в 101 поле проставляется значение «13». Например, если гражданин самостоятельно уплачивает взнос на обязательное медицинское страхование (ОМС), или же самостоятельно уплачивает страховое пенсионное обеспечение.

Исключением являются платежи в ФСС. В таком случае проставляется код 24. Следовательно, статус плательщика 24, что это? Это код, идентифицирующий перечисление денежных средств в пользу ФСС, проводимых напрямую от физических лиц.

Статус плательщика 08, что это? Это шифр, который определяет, что платеж в пользу Фонда социального страхования совершает юридическое лицо или ИП.

Статус плательщика в платежном поручении в 2018 году

status_platelshchika.jpg

Похожие публикации

Шаблон платежного поручения приведен в Положении, утвержденном Банком России 19.06.2012 г. № 383-П. Форма является унифицированной, субъекты хозяйствования не могут вносить в нее изменения. От корректности заполнения бланка зависит правильность направления денежных средств. Так, если будет указан неверный статус плательщика при уплате налога, то деньги могут быть отнесены казначейством к группе невыясненных поступлений. Следствием может быть начисление пеней и штрафов за просрочку платежа.

Какой указывать статус плательщика в платежном поручении в 2018 году

Статус плательщика прописывается в поле 101 платежки, обозначая самого плательщика и вид платежа. Эта графа может быть заполнена числовым кодом или оставаться пустой. Последний вариант характерен для перевода средств в пользу обычных контрагентов. Указание статуса обязательно только при проведении расчетов с бюджетом. Это позволяет казначейству быстро и правильно отправлять и разносить платежи.

Основным документом, регламентирующим порядок заполнения платежек, является Приказ Минфина от 12.11.2013 г. под № 107н. Варианты актуальных цифровых обозначений, указываемых в поле 101, прописаны в приложении № 5 Приказа № 107н:

  • Код 01 – статус плательщика в платежном поручении в 2018 году, обозначающий налогоплательщика (в т.ч. плательщика страхвзносов) – юрлицо.
  • Числовая комбинация 02 означает, что деньги переводятся в бюджет налоговым агентом.
  • Шифр 03 используют почтовые организации федерального уровня подчинения для перечислений от имени физических лиц (исключение составляют уплачиваемые таможенные сборы).
  • Налоговые органы обозначаются кодом 04.
  • Код 05 предназначен для платежей от ФССП – Службы судебных приставов.
  • Если юридическое лицо, выступает в качестве участника внешнеэкономических операций, применяется шифр 06.
  • Для таможенных органов внедрен код 07.
  • Для обозначения плательщиков, которые перечисляют средства в пользу бюджета, но назначение их платежа не связано с уплатой налогов, страхвзносов или сборов, находящихся в ведении ФНС, используется код 08. Этот статус плательщика в платежном поручении в 2018 году может использоваться как юрлицами и ИП, так и лицами, занимающимися частной практикой, при уплате взносов на «травматизм» в ФСС.
  • При погашении обязательств по налогам, страхвзносам и сборам, которые находятся в ведении налоговиков, в платежке указывают статус налогоплательщика:
    • 09, если речь идет об ИП;
    • 10, если в роли плательщика выступает нотариус;
    • 11, когда деньги перечисляются от имени адвоката, открывшего адвокатский кабинет;
    • 12 – шифр обозначает плательщика-главу КФХ;
    • 13, если платеж вносится физическим лицом.
  • Код 15 введен для обозначения кредитных организаций и почтовых учреждений. Шифр применяется в случаях, когда платежка на перевод от физлиц оформляется одной суммой с приложенным реестром.
  • Для физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях, предусмотрена комбинация 16, а если лицо имеет статус ИП, то используется код 17.
  • При оплате таможенных сборов и отсутствии обязательств по декларированию ценностей проставляется код 18.
  • Если организациями и их филиалами деньги направляются в бюджет в погашение долга физического лица на основании исполнительного документа, применяется код 19. Эта комбинация может использоваться при условии, что переводимые деньги были удержаны из зарплаты должника.
  • Кодом 20 обозначается кредитная структура, перечисляющая средства по отдельному платежу, полученному от физического лица.
  • Шифр 21 введен для ответственных участников консолидированных групп плательщиков налогов, а 22 код обозначает простых участников таких групп.
  • ФСС переводит средства, идентифицируя статус плательщика в платежном поручении в 2018 году кодом 23.
  • Если платеж реализуется от имени физического лица в пользу ФСС, проставляется шифр 24.
  • Код 25 используют банки-гаранты при возврате НДС и уплате акцизов.
  • Шифром 26 обозначаются учредители компании-должника, которые осуществляют платеж для покрытия кредиторских обязательств по реестру требований при банкротстве.
  • По платежам, которые в результате их незачисления получателю подлежат возврату в бюджет, банковские организации проставляют статус 27.
  • Последний вариант кодовой комбинации – 28. Он предназначен для идентификации получателей международных почтовых отправлений.
Ссылка на основную публикацию