Право Собственности На Автомобильные Дороги Подъезд

Конференция ЮрКлуба

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ДОРОГУ

Merilin 20 Ноя 2003

Идеолог движения 20 Ноя 2003

Adr 20 Ноя 2003

AlexM 20 Ноя 2003

Люди, мы получили свидетельство о праве собственности на дорогу

А Вы это право сами попросили?

Gleb 20 Ноя 2003

Это, наверное, подмосковные власти решили таким способом дороги отремонтировать — выдают продвинутым компаниям свидетельства о праве собственности на них, а потом по 210 ст.ГК требуют их ремонта

Автомобильные дороги, вроде, нельзя было приватизировать?
Короче, присоединяюсь к вопросу AlexM: на основании чего такое счастье Вам привалило?

kuropatka 20 Ноя 2003

Adr 21 Ноя 2003

Это ж вроде земли общего пользования.

Это если она в черте поселения..а если нет? Где у них там черта поселения начинается?
Присоединяюсь к вышевопрошающим — откуда право-то взялось?

Chiko 21 Ноя 2003

Merilin

Дайте какому-нить деревенскому бутылку водки, возьмите доверенность — и в суд с оспариванием права собственности

Merilin 21 Ноя 2003

Присоединяюсь к вышевопрошающим — откуда право-то взялось?

Отвечаю, откуда взялось право. В 60-х годах большущий завод не знал, куда деньги девать. Взял да и построил за свой счёт дорогу к своим складам. Дорогу, естественно, взял себе на баланс.
Когда стали приватизироваться, всё имущество без разбору включили в план приватизации и выкупили.
Через несколько лет завод создал «дочку» и скинул в её «уставняк» те самые склады, а заодно и дорогу. Вот так и получилось.
Интересно, что будет, если там поставить шлагбаум и собирать дань с проезжающих? Какая тут формально возможна ответственность — это же наша собственность, ограничений вроде бы нет, а фонд на ремонт как-то нужно добывать?

Adr 21 Ноя 2003

Merilin 21 Ноя 2003

..боюсь спросить — что там с землей было при постройке дороги? выделена была или нет?

Нет, земля не выделялась. А на что это влияет, на право собственности?

Adr 21 Ноя 2003

Идеолог движения 21 Ноя 2003

Yaros_law 21 Ноя 2003

Люди, мы получили свидетельство о праве собственности на дорогу — объект недвижимости

Вы еще не платите за землю? Тогда мы идем к Вам. (с) налоговая инспекция

-Гость-Unregistered- 24 Ноя 2003

Merilin 24 Ноя 2003

если дорога одна, то шлагбаум поставить нельзя, только на дублирующей

А почему?

Massive 25 Ноя 2003

если дорога одна, то шлагбаум поставить нельзя, только на дублирующей

Мне тоже интересен ответ на сей вопрос.

Вообще же я бы сказал, что не исключаю возможности приватизации этой дороги, коли она не относилась на момент приватизации к объектам, запрещённым к разгосударствлению.

Согласен с Adr, что, систематически толкуя статьи 31 нынешнего закона о приватизации и статью 23 ЗК РФ, вполне возможно совершать сделки с данной дорогой, покуда право собственности не будет ограничено публичным сервитутом, который будет зарегистрирован на основании акта органа местного самоуправления посёлка (если не проведено иное разграничение госсобственности на землю).

mnatsa 25 Ноя 2003

Merilin 25 Ноя 2003

А Вы предложите местной администрации безвозмездно принять от Вас эту дорогу или установить публичный сервитут и уплачивать Вам за счет местного бюджета плату, покрывающую затраты на ремонт.

Публичный сервитут — они считают, будет слишком жирно (да их по всем каналам телевидения покажут, как сволочей, распродающих в России всё на свете, даже общие дороги). Безвозмездно взять они тоже не хотят.
Да к тому же мы пытаемся всё же что-то поиметь: строили за свои же деньги, к тому же на нашей дороге какая-то бензоколонка разместилась и в ус не дует. Надо будет её за зебры потрогать.

Добавлено:

у вас сейчас какие-нибудь правоустанавливающие на землю есть?

Никаких правоустанавливающих документов на землю нету и как она строилась, на основании каких разрешений, теперь уже никто не знает — дело-то было 40 лет назад. Письменных разрешений на строительство, вроде бы, нету. Мы сейчас проверяем.

Gunib 25 Ноя 2003

если дорога одна, то шлагбаум поставить нельзя, только на дублирующей

Согласен.
Указ Президента РФ от 27 июня 1998 г. N 728
«О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог
общего пользования в Российской Федерации»

В целях повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения и получения дополнительных финансовых ресурсов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации постановляю:
1. Признать целесообразным создание и развитие в Российской Федерации сети платных автомобильных дорог общего пользования, имея в виду, что:
проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам;решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог или расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей (далее именуются — дорожные объекты) принимается преимущественно в отношении тех из них, строительство которых только начинается или которые находятся в стадии незавершенного строительства (реконструкции). При этом решение в отношении федеральных автомобильных дорог принимает Правительство Российской Федерации, а в отношении автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

VI. Установление платы за проезд, ее сбор и использование

21. Установление платы за проезд, сбор и использование полученных средств осуществляются в соответствии с Временными правилами определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств.
22. Права и обязанности эксплуатирующей организации по установлению и изменению платы за проезд, сбору и использованию полученных средств определяются в договоре.

II. Основания для введения платы за проезд

3. Проезд по автомобильной дороге и дорожному объекту может быть платным только при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам и дорожным объектам.
Плата за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам является платой за обеспечиваемые на таких дорогах и объектах повышенные безопасность и комфорт движения.
4. Введение платы за проезд осуществляется Российским дорожным агентством на основании решения Правительства Российской Федерации об эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, а также договора о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, заключенного согласно Временным правилам организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов.
5. Пользователь платных автомобильных дорог и дорожных объектов оплачивает проезд по прейскуранту, действующему для данной автомобильной дороги и дорожного объекта.

III. Организации, уполномоченные осуществлять сбор платы за проезд

6. Плату за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам взимает организация, эксплуатирующая соответствующие автомобильную дорогу и дорожный объект, согласно договору о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, заключенному с Российским дорожным агентством или с уполномоченной им организацией

Министерство экономического развития Российской Федерации

Письмо № Д23и-5532 от 20 ноября 2013 г. относительно осуществления государственного кадастрового учета автомобильных дорог

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение (далее – Обращение), а также с учетом состоявшегося в Департаменте недвижимости 15 ноября 2013 г. совещания относительно осуществления государственного кадастрового учета автомобильных дорог в качестве линейных сооружений и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. Об объектах недвижимости, подлежащих государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственному кадастровому учету.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Для целей государственной регистрации прав недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы (статья 1 Закона о регистрации).

При этом не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1.2 Закона о регистрации).

Согласно частям 1, 3 статьи 1 Закона о кадастре кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с Законом о кадастре осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

С учетом изложенного, кадастровый учет иных объектов в соответствии с требованиями Закона о кадастре не предусмотрен.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Таким образом, если объекты, указанные в Обращении, в установленном порядке построены и введены в эксплуатацию как объекты недвижимости – сооружения, в отношении таких объектов может быть осуществлен государственный кадастровый учет.

При этом в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре.

Также сообщаем, что в силу статьи 7 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости не содержит такой характеристики, как состав объекта недвижимости.

2. О подготовке документов, необходимых для осуществления кадастрового учета сооружения, и порядке их представления в орган кадастрового учета.

Частью 1 статьи 22 Закона о кадастре установлено, что основанием для постановки на кадастровый учет сооружения является, в том числе заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, технический план сооружения, или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Согласно части 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении таком сооружении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого сооружения в эксплуатацию, проектной документации такого сооружения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта такого сооружения. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости – органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Требования к подготовке технического плана сооружения утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. № 693 (далее – Требования).

Рекомендации по некоторым вопросам, связанным с подготовкой документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных), расположенных на территории двух и более кадастровых округов содержатся в письме Минэкономразвития России от 29 мая 2013 г. № 10571-ПК/Д23и, размещенном на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.есоnоmу.gov.ru.

Состав документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, и порядок их представления в орган кадастрового учета установлен статьями 16, 20, 21, 22 Закона о кадастре.

3. О подготовке межевого плана земельного участка в случае образования части земельного участка с целью передачи образованной части в аренду.

Исходя из положений пункта 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре для целей осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка заявителем вместе с заявлением о государственном кадастровом учете представляется межевой план.

Форма межевого плана и требования к ее подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее – Требования).

В соответствии с пунктом 61 Требований графа «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана заполняется на основании:

  • сведений государственного кадастра недвижимости – в отношении существующих частей земельных участков, которые сохраняются в прежних либо уточняемых границах на образуемых, измененных или уточняемых земельных участках;
  • актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, договоров, вступивших в законную силу судебных актов – в отношении образуемых частей земельных участков.

В данном случае копии таких документов включаются в состав приложения к межевому плану.

Пунктами 62 и 63 Требований предусмотрено заполнение графы «Характеристика части» в случаях:

  • если образование части земельного участка связано с наличием на земельном участке объектов недвижимости;
  • если исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям (земельным участкам) общего пользования, находится в государственной или муниципальной собственности.

В тоже время в Требованиях отсутствуют положения о заполнении реквизитов графы «Характеристика части» раздела 5 «Общие сведения о частях образуемых земельных участков» формы межевого плана при образовании части земельного участка с целью передачи образованной части в аренду.

По мнению Департамента недвижимости, в случае образования части земельного участка с целью передачи ее в аренду графа «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана заполняется на основании документа, подтверждающего устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав (например, документ, содержащий в себе признаки предварительного договора, предусмотренного статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации), копия которого включается в состав приложения к межевому плану.

При отсутствии такого документа в графе «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана может указываться цель образования части, например: «Часть земельного участка образована в целях передачи в аренду».

По мнению Департамента недвижимости, отсутствие в указанном случае в приложении к межевому плану документов, являющихся основанием для заполнения графы «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана, не может являться причиной отказа или приостановления осуществления государственного кадастрового учета.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с частью 11 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при государственном кадастровом учете части объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права. Если по истечении пяти лет со дня завершения государственного кадастрового учета этой части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Алгоритм работы муниципалитета с бесхозяйными дорогами

Зачем муниципалитету выявлять и ставить на учет бесхозяйные дороги

Муниципалитеты неохотно занимаются выявлением бесхозяйных дорог. Они опасаются, что придется тратить время и деньги на оформление бесхозяйных дорог в муниципальную собственность, а затем нести расходы на содержание. У такого бездействия могут быть негативные последствия. Органы прокуратуры заинтересуются бесхозяйной дорогой, выяснят, что у нее нет собственника, и обяжут муниципалитет поставить имущество на учет и оформить на него право муниципальной собственности.

Пример 1. Прокуратура Черноярского района Астраханской области провела проверку исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В одном из муниципалитетов Черноярского района прокурор выявил бесхозяйные автомобильные дороги общего пользования. Он установил, что муниципалитет не принимал в собственность данный объект недвижимости, что создавало угрозу безопасности дорожного движения на территории муниципального образования. Орган местного самоуправления — единственный, кто имеет право подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного (ст. 225 ГК). Судьи поддержали прокурора. Они обязали муниципалитет принять меры по постановке бесхозяйной автомобильной дороги на учет в Росреестре, а также зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество (решение Черноярского районного суда от 31.08.2010 по делу № 2–401/2010).

В этой статье мы собрали рекомендации по организации работы с бесхозяйными дорогами.

Как выявить бесхозяйные дороги

Правовой режим бесхозяйных вещей, правила их учета и приобретения в собственность закреплены в гражданском законодательстве. Вещь считается бесхозяйной, если не имеет собственника, собственник неизвестен или отказался от нее (п. 1 ст. 225 ГК). Выявлять бесхозяйное имущество и проводить с ним работу — задача органов местного самоуправления (ст. 225 ГК). Конституционный суд подтвердил право муниципальных образований проводить работу по выявлению, учету и приобретению в собственность бесхозяйного имущества (определение от 02.11.2006 № 540-О).

Порядок выявления бесхозяйного имущества на федеральном уровне не закреплен. Поэтому органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают такой порядок самостоятельно.

Кроме дорог местного значения через населенный пункт могут пролегать дороги общего пользования федерального, регионального значения, межмуниципальные и частные дороги. Чтобы выявить бесхозяйные дороги, нужно провести инвентаризацию и обследование всех автодорог. Для этого администрация муниципального образования формирует комиссию из 3–5 человек. Как правило, ею руководит глава муниципального образования. В комиссию могут входить работники администрации муниципального образования. По согласованию с органами местного самоуправления можно включить и заинтересованных лиц. Комиссия выявляет дороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным и не являющиеся частными. Затем из них исключают те, которые внесены в реестр собственности муниципального образования, — дороги местного значения. Оставшиеся дороги будут бесхозяйными.

По результатам работы комиссия составляет перечень бесхозяйных дорог, проводит их обследование и по его результатам составляет акт. В акте нужно отразить наименование улиц, на которых находятся начало и конец бесхозяйной дороги, а также протяженность дороги.

Бесхозяйные дороги можно выявить и случайно:

  • при проведении ремонтных работ;
  • по обращениям физических или юридических лиц;
  • в ходе проведения контрольных мероприятий по использованию объектов на территории муниципалитета.

Если дорога выявлена по заявлению физических или юридических лиц, то муниципалитет должен провести проверку поступившей информации с выездом на место и внести сведения о дороге в перечень бесхозяйного имущества.

Что делать с выявленными бесхозяйными дорогами

Органы прокуратуры признают оформление прав на бесхозяйное имущество обязанностью органов местного самоуправления, а непринятие мер по постановке на учет — незаконным бездействием. Но постановка на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества — это право, а не обязанность муниципалитета. Такой вывод поддерживают некоторые суды (определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24.02.2015 по делу № 33–1566/2015, постановление ФАС Северо- Западного округа от 15.09.2010 № Ф07-9362/2010 по делу № А21-1250/2008). После выявления бесхозяйной дороги орган местной власти должен принять одно из четырех решений.

1. Признайте дорогу дорогой местного значения, оформите ее в муниципальную собственность и тем самым примите на себя бремя ее содержания.

2. Обратитесь в Росавтодор или исполнительный орган государственной власти вашего региона и предложите включить дорогу в перечень автодорог федерального, регионального или межмуниципального значения.

3. Обратитесь в суд, чтобы оспорить акт, которым дорогу не включили в перечни дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.

4. Передайте автодорогу в частную собственность физическим или юридическим лицам.

При передаче бесхозяйной дороги в частную собственность учтите, что земельные участки общего пользования в составе земель населенных пунктов, занятые площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК). Частный собственник может приватизировать только автодороги вне населенных пунктов.

Как принять бесхозяйную дорогу в муниципальную собственность

Когда вы примете в муниципальную собственность бесхозяйную дорогу, придется содержать не только ее, но и технологически связанные с ней объекты. Таковыми считаются объекты, которые имеют отношение к использованию дорог для движения транспортных средств. Это мосты, эстакады, шумозащитные и ветрозащитные сооружения. Тепловые, электрические и иные сети и объекты коммуникаций, размещенные в пределах дороги, но функционально к ней не относящиеся, не считаются технологически связанными с дорогой объектами.

Обеспечение автодорог дорожными знаками, светофорами и другими устройствами для регулирования дорожного движения, в том числе установка и содержание этих устройств на автодорогах местного значения, относится к компетенции органов местного самоуправления (Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ). В то же время орган местного самоуправления может утвердить порядок использования полос отвода автодорог и придорожных полос. Тогда их можно сдавать в аренду и тем самым пополнять местный бюджет.

Если бремя содержания бесхозяйной дороги не пугает, не оттягивайте ее оформление в муниципальную собственность. Пока вы не завершите эту процедуру, муниципалитет не может воспользоваться средствами муниципальных дорожных фондов для ремонта дороги.

Чтобы принять бесхозяйную дорогу в муниципальную собственность, следуйте алгоритму из шести шагов.

1. Подготовьте техническую документацию — технический паспорт на дорогу и кадастровый на землю под ней. Такая документация включает топографический и ситуационный планы расположения автодороги, а также ее количественные и технические характеристики. При наличии сведений об объекте в кадастре недвижимости и кадастрового номера готовить техническую документацию не нужно.

2. Подготовьте документацию для постановки на учет.

3. Поставьте дорогу на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в управлении Росреестра по региону.

4. Обратитесь в суд с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество по истечении года со дня постановки объекта на учет.

5. Включите дорогу в реестр муниципальной собственности на основании распоряжения главы муниципального образования при вынесении судом положительного решения.

6. Зарегистрируйте право муниципальной собственности в управлении Росреестра по региону.

Поставьте бесхозяйную дорогу на учет

Выявленные бесхозяйные объекты недвижимости подлежат государственному учету (п. 3 ст. 225 ГК).

Орган местного самоуправления подает заявление в Росреестр. Форму возьмите в приложении 1 к приказу № 931. Приложите описание и план дороги, удостоверенные организацией по учету объектов недвижимого имущества (БТИ).

Если дорога не имеет собственника или собственник неизвестен, приложите выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

Приложите заявление собственника, если он отказывается от права собственности. Все прилагаемые к заявлению документы представьте в двух экземплярах.

Плата за принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи с органов местного самоуправления не взимается. Росреестр примет решение о принятии на учет дороги не позднее 15 рабочих дней со дня, когда получит документы. При положительном решении вас уведомят о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Обратитесь в суд

Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, орган по управлению муниципальным имуществом может обратиться в суд.

Подайте заявление в суд по месту нахождения имущества. В заявлении укажите:

  • кто и как выявил бесхозяйную дорогу;
  • когда Росреестр поставил ее на учет в качестве бесхозяйной;
  • что у данной дороги нет собственника либо он неизвестен.

Орган по управлению имуществом должен доказать в суде, что установить собственника дороги невозможно. В качестве документальных доказательств можно использовать документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

Включите автодорогу в реестр и зарегистрируйте право собственности

Если суд вынес положительное решение, дорогу включают в реестр муниципальной собственности на основании постановления главы муниципального образования (см. образец). На основании решения суда Росреестр зарегистрирует право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество и отразит это в ЕГРН.

Выяснилось, что у имущества есть собственник. Что делать

Муниципалитет не всегда должен регистрировать право муниципальной собственности на поставленное на учет имущество. Возможно, у этого имущества уже есть собственник.

Пример 2. Муниципалитет поставил на учет в Росреестре в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества. Это решение оспорила компания, которая получила данный объект по договору купли-продажи, использовала его по назначению и уже подала документы для государственной регистрации права на данное имущество. Компания обратилась в суд и потребовала удалить из реестра запись о том, что недвижимость бесхозяйная.

Суд удовлетворил исковые требования. Он указал, что вещь считается бесхозяйной, если не имеет собственника, собственник неизвестен или отказался от нее (п. 1 ст. 225 ГК). Объект нельзя признать бесхозяйным лишь потому, что на него не зарегистрировано право собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности владельца на спорный объект само по себе не дает основания признать объект бесхозяйным (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13).

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ, доцент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), к. т. н.

Право Собственности На Автомобильные Дороги Подъезд

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера (у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают), то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:

  • Для жителей Москвы и МО — +7 (499) 110-86-37
  • Санкт-Петербург и Лен. область — +7 (812) 426-14-07 Доб. 366

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации далее — дорожная деятельность. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации далее — автомобильные дороги независимо от их форм собственности и значения. Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.

Факт наличия признаков присущих объектам недвижимого имущества в отношении части дороги с бетонным покрытием признается регистрирующим органом, данное обстоятельство подтверждается предложением управления зарегистрировать право собственности на часть дороги с бетонным покрытием.

Этот Закон впервые законодательно регламентировал вопросы дорожной деятельности в Российской Федерации, до его принятия такого закона не было. N ФЗ, имеющий, как видно, иной предмет регулирования. Регулирование статуса и порядка функционирования автомобильных дорог до принятия рассматриваемого Закона осуществлялось разрозненными подзаконными актами, прежде всего Постановлением Правительства РФ от 11 апреля г.

Глава 3. Особенности создания отдельных видов объектов

Чита, ул. Гончарук при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н. Третьи лица 3,4 надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили. Определением суда от Представитель истца в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске и дополнении к нему.

Представитель Департамента требования поддержал по основаниям изложенным в пояснении. Представитель ответчика требования не признал по мотивам отзыва. Представитель третьего лица 2 поддержал позицию ответчика.

Третье лицо 3, 4 в ходе судебного разбирательства поддержали позицию истца. Дело рассмотрено в порядке ст. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав документы и оценив доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

Ответчик отказался принять указанные участки автомобильных дорог в собственность. Чита от Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд. В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом. В силу пункта 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Согласно статье Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Как следует из материалов дела, право собственности Забайкальского края в отношении спорных автомобильных дорог зарегистрировано Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области от Правопреемство истца подтверждается сведениями из единого государственного реестра юридических лиц. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

Право оперативного управления истца на спорные участки дорог зарегистрировано, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права л. В соответствии с п. Полномочия Департамента на принятие решений о передаче имущества из государственной собственности края в муниципальную собственность и о принятии имущества из муниципальной собственности в государственную собственность края, в том числе и в отношении спорных автомобильных дорог следуют из пункта 9.

Порядок передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность определен Федеральным законом от Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.

Статьей 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью.

В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования ст. К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований , физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования.

Из материалов дела, следует, что указанные спорные автомобильные дороги используются неограниченным кругом лиц для проезда, в том числе к поселениям которые, входя в состав муниципального образования городской округ г.

Вышеуказанные выводы не противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июня года N 8-П, определении от 7 декабря года N О, определении от Обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, вытекает из прямого указания закона.

В спорной ситуации передача имущества обусловлена не разграничением полномочий между Российской Федерации и органам местного самоуправления, а приведением в соответствие состава имущества функциям и задачам, возложенным на органы государственной власти и местного самоуправления, в связи с чем, не может быть нарушен принцип соразмерности финансово-экономических ресурсов местного самоуправления предоставленным ему полномочиям.

Принятие в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности, не ставится в зависимость от возможности использования его по прямому назначению. Возражения ответчика отклонены судом, по основаниям изложенным в мотивировочной части решения. В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами часть 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оценив доказательства в совокупности, учитывая изложенное, исходя из системного толкования норм права суд считает требования об обязании принять в муниципальную собственность указанные автомобильные дороги обоснованными и подлежащими удовлетворению. Судебные расходы в порядке ст. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Главная страница. Карта cайта. Арбитражный суд Забайкальского края. Вернуться в дело. Обращение Председателя суда. Сервисы суда. Сервисы Арбитражных судов России. График рассмотрения дел.

Арбитражный процесс. Работа со СМИ. Судебная практика. Арбитражный суд Забайкальского края г. Выставочная, д.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере автомобильных дорог

Чита, ул. Гончарук при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н. Третьи лица 3,4 надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили. Определением суда от

Право Собственности На Автомобильные Дороги Подъезд

Признание автомобильной дороги участка автомобильной дороги объектом капитального строительства влечет ряд важных последствий:. Так, в соответствии со ст. Об изменении показателей функционирования в данном случае речи не идет. Согласно Постановлению Правительства РФ от Подтверждением тому является, в частности, отнесение Приказом Минтранса России от Представляется, что, поскольку речь идет о специальном отраслевом правовом регулировании, нормы законодательства о дорогах должны иметь приоритет.

Ссылка на основную публикацию