Достоинства и недостатки монетизации льгот

Монетизация льгот

Льготы или социальная поддержка инвалидов подразумевают не только помощь в виде конкретных услуг и преференций, но и денежную компенсацию. Если говорить о монетизации льгот с точки зрения закона, подразумевается полноценная замена натуральных услуг, возможностей на деньги. Основные понятия с механизмами монетизации изложены в ФЗ № 122 от 22.08.04, вступивший в силу с 1 января 2005 года. Манетизированные льготы, являющиеся прибавкой пенсии инвалида, выплачивает Пенсионный Фонд РФ.

Претенденты на денежные выплаты и льготы

Продолжая тему, отметим следующие моменты:

— обладая правом на получение нескольких льгот, социально не защищённое лицо может быть обеспечено выплатами только по одной из преференций;

— назначенная сумма подлежит индексации вместе с пенсией.

Что касается категорий граждан, которые действительно вправе претендовать на преференции или их замену деньгами, к федеральным льготникам, то есть обеспечиваемых одинаковыми суммами по стране, причисляют:

— пенсионеров по возрасту;

— инвалидов и детей-инвалидов;

— Героев Социалистического Труда;

— матерей-одиночек и многодетные семьи;

— ветеранов ВОВ и иных боевых действий;

— членов семьи погибшего участника боевых действий;

— получивших облучение ликвидаторов атомных аварий;

— кавалеров определённых комплектов наград и Героев СССР;

— бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и тюрем.

Теперь перейдём к рассмотрению некоторых категорий и действующих преференций.

Пенсионеры

Во всех регионах РФ для граждан пенсионного возраста предусмотрены льготы в виде:

— бесплатного проезда в городском транспорте;

— частичный или полный возврат стоимости лекарств;

— скидки на оплату коммунальных услуг (до 25%);

— путёвок для лечения в санатории.

В регионах, например, в Москве существуют дополнительные возможности — бесплатные услуги стоматолога и выезд врача на дом. Пенсионер, которому требуется периодически ездить в столицу из Подмосковья, получает 1000 рублей в качестве прибавки к пенсионным выплатам.

Инвалиды

Люди с I и группой имеют право на:

— путёвки на санаторное лечение;

— установку зубных протезов (бесплатно);

— лекарства и другие необходимые средства, если есть рецепт врача и рекомендации МСЭ;

— бесплатное перемещение к месту лечения (включая сопровождающего) и на всех видах городского транспорта;

— зачисление в учебные заведения вне конкурса (если хорошо сданы вступительные экзамены) и обучение за счёт государства.

Инвалиды ІІ группы получают практически те же льготы с небольшими изменениями. К примеру, им также доступно бесплатное передвижение в городском транспорте и в одну сторону к месту оздоровления, зачисление вне конкурса. Плюс, безработные граждане получают скидку до 50% на лекарства, могут частично оплатить ортопедическую обувь и бесплатно воспользоваться зубопротезированием.

При ІІІ группе не имеющие работу инвалиды тоже платят за лекарства в несколько раз меньше (это же касается проезда во всех видах транспорта). Не исключены скидки на специальную обувь и другие необходимые средства.

Дети-инвалиды кроме социального пособия, начисляемого до их совершеннолетия, обеспечиваются распространяемыми на их родителей или опекунов набором социальных услуг (НСУ). В частности, некоторые лекарства и вспомогательные атрибуты дети получают безвозмездно. Они должны быть зачислены в реабилитационные заведения, бесплатно ездить с сопровождающим в городском транспорте. Ухаживающие за детьми-инвалидами раньше остальных выходят на пенсию, имеют ряд преференций на работе.

Ветераны труда и боевых действий

Для ветеранов труда актуален тот же пакет льгот, что и для пенсионеров. Правда, компенсация здесь больше. Например, по ЖКХ возможна скидка до 50%. А ветераны боевых действий как лица, имеющие заслуги перед государством, обеспечиваются ежемесячной денежной выплатой и перечнем льгот. Например, у них есть налоговые льготы, право на путёвки по показаниям и улучшение жилищных условий. К слову, вносить только половину суммы за жилплощадь могут и члены семьи ветерана.

Матери-одиночки и многодетные семьи

Главным образом преференции, действующие для матерей-одиночек, касаются их работы: график более щадящий и во время сокращения или увольнения активируются некоторые преимущества. К льготам, которые матери-одиночки могут монетизировать, относятся:

— путёвки в детский летний лагерь;

— лекарства на ребёнка до трёх лет;

— частичная оплата детских садов.

Последний пункт работает не во всех регионах.

Наконец, многодетные семьи, признанные таковыми при наличии минимум трёх детей и удостоверения о своём статусе, вправе рассчитывать на следующие монетизируемые льготы:

— бесплатный проезд в городском транспорте одного из родителей и его детей;

— выдаваемые на безвозмездной основе путёвки в детские лагеря;

— компенсация стоимости лекарственных препаратов;

— скидка на оплату КУ в виде определённого процента.

В регионах не исключены такие преимущества, как доплата при увеличении стоимости потребительской корзины, обеспечение бесплатной городской связью (стационарный телефон) и возможность увеличить процент скидки по ЖКХ, ориентируясь на число детей.

Набор социальных услуг и их монетизация

НСУ включает в себя:

— лекарства с медицинским оборудованием (они должны быть выданы по рецепту) и специальные продукты питания для инвалидов с детства;

— направление для прохождения комплекса процедур в санатории;

— оплачиваемый государством проезд в обе стороны, если речь идёт о посещении места лечения.

НСУ как часть ЕДВ предусмотрена изначально в натуральном виде для всех федеральных льготников по умолчанию (только те, кто относится к пострадавшим от радиации и чернобыльцам заявляют о своём желании получать НСУ в виде подаваемого в фонд документа).. Чтобы воспользоваться денежным эквивалентом одной или нескольких услуг, требуется написать заявление в ПФР.

Говоря более конкретно о размере денежной компенсации, стоит ориентироваться на уровень инфляции и Постановление правительства № 74 от 26.01.2018, согласно которому в текущем году НСУ достигает в целом 1121,42 рубль, причём сюда входит:

— 132,62 руб. на путёвку;

— 863,75 руб. на лекарства и медоборудование;

— 124,05 руб. на проезд до и от места реабилитации.

Оформление монетизации льгот

Льготник, желающий получить вместо натуральной преференции денежную доплату, должен подготовить для предоставления в ПФР следующие документы:

— свой паспорт и заявление;

— страховое пенсионное свидетельство;

— справку на обеспечение соответствующей льготой.

В заявлении, при составлении которого сотрудник Пенсионного фонда обязан помочь, обязательно указывают наименование данного госучреждения (полностью), а также инициалы заявителя с адресом. Упоминаются услуги, которые необходимо монетизировать. Заявить о своём желании следует до конца года, чтобы в следующем календарном году уже получать компенсацию. Если спустя какое-то время возникнет необходимость в обеспечении натуральными услугами, нужно вновь обратиться в ПФР.

Минусы и плюсы монетизации льгот

Вопрос о том, стоит ли заменять преференции деньгами, остаётся спорным. В качестве явных отрицательных моментов специалисты выделяют:

— недовольство и споры льготников ввиду периодически вводимых изменений по рассматриваемой теме;

— необходимость каждый год отказываться от натуральных льгот в ПФ;

— недостаточность компенсации относительно приобретения необходимых услуг.

Замечено, что чем ниже пенсия в регионе, тем чаше льготники отказываются от соцпакета. Например, в Орловской области таких граждан около 90%.

Преимуществами можно назвать:

— хотя бы небольшую, но всё же прибавку к пенсии, особенно если услуги не используются льготником полностью;

— возможность потратить компенсацию на индивидуальные нужды (к примеру, жителям деревень не нужна такая льгота, как проезд в городском транспорте, поэтому они могут приплюсовать к своим пенсиям небольшую сумму.

Отказ от федерального НСУ, позволяет получать в год 13457,04 рублей, что является, фактически, 13-ой пенсией. Но не торопиться отказываться от льготного пакета лучше в том случае, если постоянно нужны лекарства и медицинское оборудование, на которое из своего кармана придётся потратить в разы больше денег.

Закон о монетизации льгот: кто может ей воспользоваться в 2019 году

Совсем недавно появилась возможность монетизации государственной поддержки для разных слоев населения. Оформив запрос на предоставление льгот и получив их можно прибавить небольшую надбавку к пенсии по нетрудоспособности, инвалидности и т. д. Чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо разобраться какие льготы переводятся в деньги и насколько это выгодно.

Особенности монетизации

Под законом о монетизации льгот имеется в виду процесс, по которому назначенные государственные гарантии переводятся в денежный эквивалент. При этом пользование льготами автоматически отменяется. Такая программа имеет преимущества и недостатки.

Достоинства:

  1. Снижение нагрузки на бюджет. Господдержка назначается из средств государственного и регионального бюджета. Ее количество оказывает существенную нагрузку на бюджет страны, особенно, если помощь выделяется в большом размере.
  2. Снижение коррупционных рисков. Тяжело проконтролировать точное количество льготников, использующих общественный транспорт, медицинские услуги и т. д. В итоге многие частные фирмы, учреждения могут существенно наживаться, предоставляя фиктивные сведения.
  3. Рост эффективности бизнеса. Компенсация за льготников существенно препятствует развитию бизнеса разных сфер деятельности. Особенно это касается перевозок ж/д путем, когда 80% пассажиров имеют разного рода льготы. Их монетизация обеспечит достойную конкурентоспособность, даст импульс развитию бизнеса, исключая первенство за государственные компенсации.
  4. Обеспечение равенства. Многие типы льгот не используются полностью или частично категориями населения по причине отдаленного проживания, отсутствия возможности, из-за физических или умственных недостатков. Например, жители деревень не получают никаких преимуществ от возможности бесплатного проезда в муниципальном транспорте и т. д. Небольшая компенсация поможет облегчить их проживание.

Таким образом, целесообразно ввести в действие программу для получения небольших надбавок к пенсионному обеспечению. Однако на практике часты случаи протеста граждан по причине незнания всех особенностей льготы. Большую роль играют и недостатки программы, среди них:

  1. Потеря льгот для граждан, для которых любая помощь является очень важной. Отдельные граждане пользуются льготами в два-три раза чаще, чем остальные жители городов и деревень. Монетизация ухудшает уровень жизни, поскольку надбавка не покрывает расходы.
  2. Недостаточность выплат. Монетизация предусматривает разделение определенной суммы, выделяемой из бюджета вместо ранее предоставляемых льгот. В итоге из-за ежегодного роста нуждающихся в соцподдержке надбавка становится небольшой.
  3. Высокий риск политического, экономического кризиса.

Урегулирование вопроса на законодательном уровне

Под монетизацией подразумевается компенсация в денежной форме определенных вариантов гособеспечения вследствие отказа от предоставляемых услуг. Регулируется процесс ФЗ №122. Суть программы заключается в том, что категория граждан, которая не пользуется предоставляемыми правами может перевести льготы в денежный эквивалент. Этот этап регулируется законом ФЗ №178 от 2015 года и внесенными изменениями от декабря того же года.

Установлен перечень государственных видов помощи, которые можно получить в денежной форме. Среди них:

  • Компенсация за проезд в муниципальном транспорте.
  • За медицинские услуги, медикаменты.
  • За неиспользованное лечение в санаторно-курортном учреждении.

Многие негативно отнеслись к этому нововведению. Это связано с отсутствием достаточной информированности. Граждане преклонного возраста многие реформы воспринимают как мошенничество. Назначаются денежные выплаты вместе с пенсией, после предоставленных расходов по использованным медикаментам, коммунальным услугам.

На кого распространяется программа

Эта государственная поддержка распространяется на разные категории населения.

Монетизация для пенсионеров

На государственном уровне для пенсионеров не предусматривается дополнительная поддержка. Однако органы местного самоуправления сохраняют за собой право на региональном уровне вводить в действие законопроекты для поддержки нетрудоспособного населения.

Помощь распространяется на следующие услуги:

  • Получение бесплатной медицинской помощи, определенных медикаментов.
  • Проезд в муниципальном транспорте. Исключение составляют частные маршрутные перевозчики, такси, междугородние переезды.
  • Скидки на оплату коммунальных услуг и т. д.
  • Право воспользоваться предоставляемой помощью, полностью или частично отказаться от нее.

Многодетные семьи

Многодетным семьям предоставляется большее количество форм государственной поддержки. Семья вправе пользоваться или отказаться от них. Среди основных видов помощи выделяют:

  • Бесплатный проезд для детей общественным транспортом с родителем, который может сопровождать несовершеннолетнего.
  • Получение медикаментов.
  • Бесплатный отдых в санаторно-курортных зонах и лагерях детям до семи лет.
  • Скидки на оплату коммунальных услуг.

Инвалиды

Перечень вариантов помощи зависит от назначенной гражданину группы инвалидности.

Для инвалидов первой группы доступна монетизация за такие формы поддержки как: бесплатный проезд в общественном транспорте, отдых в санаторно-курортном учреждении, получение определенных видов лекарств, например, при сахарном диабете, протезирование в государственных стоматологических клиниках, выдача ортопедической обуви и т. д.

Для недееспособных граждан со второй группой допускается денежная компенсация за такие виды помощи: бесплатный проезд на общественном транспорте, кроме такси и маршруток, отдых в санаторно-курортной зоне, скидка на специализированную обувь, оплата коммунальных услуг со скидкой и т. д.

При назначении третьей группы также действует перечень льгот, отказ от которых предусматривает денежную компенсацию. Среди них: скидки на ЖКХ, билеты на общественный транспорт, скидки на лекарства и т. д.

Ветераны труда

Что такое монетизация льгот ветеранам труда? Для ветеранов труда действуют отдельные варианты помощи. Если пенсионер не использует один из видов льгот, то вправе монетизировать помощь. Например, получить компенсацию за оплаченные коммунальные услуги или к пенсии иметь надбавку за неиспользованный проезд в городском транспорте ежемесячно, если гражданин плохо передвигается или лежачий. Также монетизация ветеранам труда предполагает скидки на ж/д транспорт в размере 50% от стоимости.

Матери-одиночки

Для матерей-одиночек также разработаны отдельные программы. Получить денежную надбавку к детскому пособию можно в следующих случаях:

  • вместо получения бесплатных медицинских препаратов для детей возрастом до трех лет;
  • за неиспользованные путевки в детские лагеря (один раз в год);
  • за неиспользованное право бесплатного проезда в транспорте.

Ветераны боевых действий

Для этой категории действуют следующие формы монетизации:

  • компенсация для/за обслуживание в медицинском учреждении, военных госпиталях;
  • средства на приобретение протезов.

Вместе с перечисленными предусматриваются дополнительные формы помощи, назначенные органами местного самоуправления. Все перечисленные категории граждан имеют право вместо предоставляемых услуг получить небольшую материальную надбавку. Деньги перечисляются независимо от того, это компенсация за медуслуги, приобретение по рецепту медикаментов, приобретенное инвалидное кресло, специальную кровать для инвалида и другие формы помощи для нормализации жизни больного, нуждающихся.

Правила оформления

Срок действия программой составляет ровно год. После отказа от льгот денежная компенсация будет начисляться ежемесячно в качестве надбавки к пенсии. По окончании срока предоставляется выбор: использование льгот или компенсация.

Оформление услуги проводится в отделе Пенсионного фонда по месту проживания. Для этого нужно предоставить пакет документов и заявление на монетизацию льгот. В список обязательных материалов входят:

  • удостоверение личности;
  • подтверждение права на государственные льготы;
  • копии пенсионного свидетельства;
  • заявление, которое составляется в отделе ПФ.

Сотрудники пенсионного отдела обязаны проверить документы перед получением. В случае недостатка каких-либо материалов сообщить, что именно необходимо предоставить. Это может зависеть от причин, по которым давались льготы. Например, подтверждение отсутствия долгов по коммунальным платежам.

Информация в заявлении

При составлении заявления необходимо помнить, что в нем должна содержаться подробная информация для предоставления материальной помощи:

  • наименование госоргана, в которое подается запрос;
  • данные гражданина;
  • полный набор социальных услуг, назначенный госорганами;
  • перечень услуг, от которых принято решение отказаться.

Запрещается делать в запросе ошибки, сноски, помарки или выделения.

Государством установлены сроки, когда граждане имеют право обратиться за помощью. Все материалы обязаны быть подготовлены к этому сроку. Заявление и документы подаются до первого октября текущего года. Компенсация полагается в течение следующего года до даты подачи. Если подать запрос в более поздний срок, то будет прислан отказ и рекомендации обращения в установленные временные рамки.

Подробно о монетизации в области ЖКХ услуг

Практически во всех регионах страны предусмотрена льгота на оплату коммунальных услуг в размере 50% от ежемесячных расходов. Этот порядок установлен ФЗ о монетизации льгот №122. Компенсация производится из средств Фонда содействия реформированию.

На практике программа действует следующим образом:

  • Льготник оплачивает полную сумму за использованные коммунальных услуг.
  • После этого переводится компенсация по установленной процентной ставке в виде банковского перевода.

Эта форма монетизации льгот для пенсионеров вызвала большой резонанс. На практике достаточно сложно определить, какая сумма выплачена, какой процент необходимо назначить в качестве компенсации. Особенно если в квартире проживает несколько человек, среди которых есть трудоспособные граждане. Для льготников часто посещать банк обременительно.

Особенности программы

В России много регионов, в которых широко распространены выдачи льгот. При этом размеры выплат возросли в несколько раз. Например, в Красноярском крае участники боевых действий периода ВОВ ежегодно ко дню 9 Мая получают небольшую надбавку к пенсии в размере 1 000 рублей. Также ветеранам полагается надбавка в 5,3% к ежемесячному пособию по нетрудоспособности. Помощь назначается дополнительно труженикам тыла, реабилитированным, родителям и вдовам погибших военнослужащих, пенсионерам без льготного статуса.

Для детей войны в Орловской области назначена выплата ко Дню Победы в размере 500 рублей. Выплачивается она при условии, что гражданину не полагаются выплаты, установленные федеральными или местными законами. Дополнительно предлагается бесплатная медицинская помощь в специализированных учреждениях, первоочередное получение соцуслуг в организациях социального обеспечения.

Внимание! В некоторых регионах местные власти приняли решение отменить все виды льгот.

В Костроме расширился список лиц, которые получают бесплатное обслуживание на дому. Ранее это право распространялось только на участников ВОВ, теперь – на проживающих в деревнях ветеранов и тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда.

В Калининграде предусмотрено ежемесячное материальное обеспечение в размере 1 650 рублей. Оно назначается жертвам репрессий, труженикам тыла, ветеранам труда и военной службы. Здесь также организован «Дом ветеранов», где предоставляются безвозмездно небольшие номера для участников и инвалидов ВОВ, их вдов, лиц преклонного возраста, инвалидов и других категорий граждан. Для получения необходимо зарегистрироваться в органах социальной защиты населения.

Действуют обучающие организации для развития навыков использования компьютера, повышения финансово-правовой грамотности, развития творческих навыков, основ религии и т. д.

Монетизация льгот — 5 причин взять льготы деньгами

Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.

Законодательная база

Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.

Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.

Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.

Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.

Федеральный закон о монетизации льгот № 122 регулирует всю процедуру. К общему списку свода законов, регулирующих вопрос, следует отнести и ФЗ № 178 2015 года, содержащий весь перечень услуг, от которых льготные категории могут отказаться – к примеру, от лекарственного обеспечения или бесплатного проезда в общественном транспорте. Подать заявление на отказ следует до 1 октября текущего года. Заявка вступит в силу с января следующего года.

От каких льгот можно отказаться в пользу денег

Законами предусмотрены денежные выплаты на:

  • лекарственное обеспечение;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд в транспорте.

В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:

  • отказ от льготы на лекарства;
  • отказ от бесплатного получения лекарств и лечения в государственных медицинских учреждениях;
  • отказ от предоставления денежных средств на проезд.

Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.

Категории льготников

Монетизация льгот предусмотрена только для определенных категорий граждан. Право на получение денежной замены предоставляется следующим лицам:

  • инвалидам;
  • пенсионерам;
  • многодетным семьям;
  • ветеранам труда;
  • матерям-одиночкам;
  • ветеранам боевых действий;
  • детям-инвалидам.

Каждая из категорий льготников может рассчитывать только на определенные денежные выплаты.

Размер денежной компенсации

Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2019 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:

  • 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
  • 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
  • 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.

В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2019 год, основные положения не были заменены.

Как оформить отказ от льгот

Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:

  1. Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
  2. Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
  3. В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.

Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.

Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:

  • оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
  • оригинал и копию пенсионного удостоверения;
  • удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
  • заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.

В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.

Плюсы и минусы монетизации льгот

Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.

К остальным недостаткам относят следующие моменты:

  • споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
  • необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
  • нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.

Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.

К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.

Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:

  • при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
  • полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
  • значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.

Ответить на вопрос, полезна ли процедура монетизации для граждан, практически невозможно. В данном случае все индивидуально. К примеру, мама-одиночка имеет возможность получения льготных лекарств на ребенка, который болеет максимум 1 раз в год. Отказавшись от них, она может ежемесячно получать денежную компенсацию, на которую купит что-то необходимое ребенку.

МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, кардинально изменяющий содержание и характер государственных социальных обязательств

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, кардинально изменяющий содержание и характер государственных социальных обязательств

Татьяна ПОПОВА, представитель губернатора Пермской области в Совете Федерации

Суть этой реформы заключается, во-первых, в разграничении социальных обязательств государства между уровнями бюджетной системы.

Действующее законодательство в части социальных обязательств устарело, оно внутренне противоречиво. Ежегодно федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год приостанавливается действие многочисленных норм законодательства Российской Федерации. Радикальной новацией внесенного правительством в Госдуму законопроекта является разграничение льгот по категориям льготников, а не по видам предоставляемых льгот. К социальным обязательствам Федерации отнесено обеспечение следующих категорий льготников (семь категорий по закону «О ветеранах»):

— участники Великой Отечественной войны;

— ветераны боевых действий;

— военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии;

— лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны;

— члены семей участников Великой Отечественной войны;

— жители блокадного Ленинграда.

Кроме этих категорий, за федеральным уровнем останутся обязательства по обеспечению Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы; инвалидов 1-й, 2-й и 3-й групп, детей-инвалидов; доноров; чернобыльцев.

К полномочиям субъектов РФ отнесены социальные обязательства по обеспечению ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных. По этим категориям льготников в проекте федерального закона определено, что «меры социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов РФ».

Распределение льготных категорий по уровням бюджетной системы следующее. За федеральным бюджетом закрепляется социальная поддержка 13,8 млн человек, за бюджетами субъектов РФ — 20 млн человек.

Второе ключевое направление реформы состоит в переводе социальных обязательств Федерации из натуральной в денежную форму — так называемая монетизация.

Для каждой категории льготников установлены денежные выплаты, а также определен порядок их ежегодной индексации. По оценкам Министерства финансов РФ, при определении стоимости льгот возникла серьезная проблема существенной дифференциации стоимости льготы как между субъектами РФ, так и внутри одного субъекта. Это говорит об отсутствии системы персонифицированного учета по видам предоставляемых льгот. При определении размера денежной компенсации за основу была взята средняя стоимость льготы по Российской Федерации.

Размеры денежной компенсации по указанным категориям представлены в таблице.

Если рассматривать саму идею «монетизации льгот» как процесс перевода натуральных льгот в денежную форму, то она является достаточно прогрессивной. Не случайно во многих странах льготы предоставляются населению именно в денежной форме.

Денежная форма предоставляемых льгот имеет существенные преимущества перед их натуральной формой. Самые очевидные из них:

1. Измерение стоимостного объема предоставляемых социальных обязательств государства. Впервые мы определяем, сколько стоят предоставляемые государством льготы.

2. Предоставление права на получение льготы каждому льготнику, независимо от того, может он или нет реально воспользоваться этой льготой (например, в зависимости от того, городской он или сельский житель). Мы уравниваем в правах всех льготников, независимо от того, имеют ли они доступ к городскому проезду или телефону.

3. Отказ от системы скрытого субсидирования отраслей, предоставляющих услуги льготникам (например, перенос оплаты внутригородского проезда льготников через систему тарифа на нельготных категорий граждан). Делаем важный шаг в сторону экономического ценообразования в сфере услуг.

4. Создание системы персонифицированного учета льготных категорий граждан и повышение контроля за предоставлением льгот.

Не секрет, что в отношении многих льготных категорий граждан у нас существовал «принцип двойного стандарта». Мы ежегодно, принимая закон о бюджете на очередной финансовый год, приостанавливали действие более 50 норм законодательства Российской Федерации. Впервые у нас хватило смелости решить проблему так называемых «нефинансируемых социальных мандатов».

Проблема в том, что оценить реализацию идеи перевода натуральных льгот в денежную форму сегодня достаточно сложно. Пока это можно сделать только на основании документа, внесенного Правительством РФ в Госдуму. Можно говорить лишь о тех минусах, которые содержатся в этом документе.

1. Стоимость «корзины льгот» существенно различается по регионам, она различна даже в разных муниципальных образованиях одного субъекта РФ. Устанавливая единую сумму компенсации для всех, мы «отбираем» у одних и «отдаем» другим. Поэтому очень важно определить как тех граждан, которые потеряют в результате монетизации, так и тех, которые приобретут. К сожалению, пока никто не видел методики расчетов сумм компенсаций или расчетов стоимости предоставляемых льгот по каждой категории льготников видам предоставляемых льгот в разрезе субъектов РФ.

2. Законопроект не учитывает принципа адресности при монетизации льгот. В результате этого существенно расширяется контингент льготников, следовательно, уменьшается и сам размер денежной компенсации.

3. Неясен пока принцип выбора услуг из «социального пакета» как механизм страхования рисков потерь, а также социальные гарантии для социально незащищенных граждан (онкологических больных, больных сахарным диабетом, туберкулезом и т. д.). Эти категории льготников могут пострадать в результате монетизации льгот в наибольшей степени.

Трудно прогнозировать сегодня вектор изменения межбюджетных отношений. Пока складывается такая ситуация, что больше денег из федерального центра получит тот регион, в котором сегодня проживает большее количество тех категорий граждан, которые будут получать компенсацию из федерального бюджета. При этом пока остаются неясными многие позиции по межбюджетным отношениям. Например, методика расчета субвенций на жилищно-коммунальное хозяйство для финансирования льгот.

В итоге регионы оказались в непростой ситуации выбора. Вероятно, многие из них все-таки пойдут по пути монетизации льгот. Ведь сохранение натуральной формы льгот делает практически невозможным контроль за их предоставлением. Конечно, для каждого региона это будет взвешенное решение, которое будет принято с учетом местной специфики. Для Пермской области, а в перспективе и Пермского края, этот вопрос остается в принципе открытым и обсуждаемым.

Ссылка на основную публикацию