Должна ли находиться опись в уголовном деле при ее ознакомлении

Юридическая техника составления

Понятие и классификация протоколов предварительного следствия

Протоколы –это самый распространенный процессуальный документ, разновидность процессуальных документов информационно-удостоверительного характера. В отличие от постановлений и других документов властно-распорядительного характера протоколы не содержат каких-либо властных предписаний. Исключением является протокол задержания, в котором отражаются и действия и решения. Он специфичен, так как в нем содержатся элементы постановления и протокола. Протокол – процессуальный документ, в котором лишь фиксируется факт производства, содержание и результаты конкретного уголовно-процессуального действия[13].

В действующем УПК РФ имеются нормы, посвященные только содержанию протоколов следственного действия (ст. 166), устного заявления (ст. 141) и явки с повинной (ст. 142). Структура некоторых протоколов была разработана Следственным комитетом при МВД России.

Значение письменной формы протоколов состоит в том, что следователь передает доказательственную информацию другим адресатам доказывания, при этом сам познает такую информацию и удостоверяет ее истинность.

Протоколы как письменные документы предварительного следствия, на наш взгляд, можно разделить на следующие виды:

1. Фиксирующие доказательства-показания, т.е. сведения, полученные от других лиц (протоколы допросов свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта и специалиста (ст.ст. 190, 191, 425 УПК РФ), протокол очной ставки (ст. 192 УПК РФ).

2. Удостоверяющие обстоятельства и факты, установленные при производстве всех следственных действий, кроме допросов, содержащие данные, непосредственно воспринятые следователем, т.е. являющиеся доказательством в соответствии со ст. 87 УПК РФ (протоколы осмотра места происшествия, трупа, предметов, документов (ст.ст. 177, 178, 180 УПК РФ), освидетельствования (ст. 180 УПК РФ), обыска или выемки (ст.ст. 182, 183 УПК РФ), предъявления для опознания (ст. 193 УПК РФ), осмотра и выемки задержанных почтово-телеграфных отправлений (ст. 185 УПК РФ), следственного эксперимента (ст. 181 УПК РФ), проверки показаний на месте (ст. 194 УПК РФ), получения образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ).

3. Отражающие действия следователя по обеспечению законных прав и интересов участников процесса или требований закона (например, протоколы ознакомления подозреваемого, обвиняемого, его защитника с постановлением о назначении экспертизы (ст. 195 УПК РФ), ознакомления с заключением эксперта (ст. 206 УПК РФ), предъявления для ознакомления защитнику материалов уголовного дела в ходе предварительного расследования (п. 6 ч. 1 ст. 53 УПК РФ), уведомления об окончании следственных действий (ст.ст. 217, 225 УПК РФ), ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, обвиняемого и (или) его защитника с материалами уголовного дела (ст.ст. 216, 217, 218, ч. 2 ст. 225 УПК РФ).

4. Являющиеся юридической формой фиксации поводов к возбуждению уголовного дела: протоколы принятия устного заявления о преступлении (ст. 141 УПК РФ), явки с повинной (ст. 142 УПК РФ).

5. Указывающие на применение мер процессуального принуждения (протоколы задержания (ст. 92 УПК РФ), наложения ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ).

2. Организационные документы

Напомним, что организационными документами предварительного следствия мы считаем те, которые имеют косвенное значение по отношению к установлению обстоятельств дела или обеспечению прав личности.

К числу организационных документов, по нашему мнению, относятся статистические карточки о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (форма № 6); опись документов, находящихся в деле; приказы о создании следственно-оперативной группы; планы совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; требования о вызове следственно-заключенного из СИЗО; рапорт о выдаче задержанного из ИВС для производства следственных действий; служебная переписка (например, сопроводительные письма о направлении материалов при объявлении подозреваемого, обвиняемого в розыск, о направлении характеристики или копии приговора, ксерокопии формы № 1 в ответ на запрос следователя и др.); справка о личности разыскиваемого; статистические карточки.

Указанные документы достаточно широко распространены при расследовании уголовных дел: одни из них оформляются в процессе расследования по делу и в нем содержатся, другие при принятии по делу окончательного решения в дело не подшиваются.

Охарактеризуем назначение этих документов.

Опись документов, находящихся в уголовном деле.

Закон (ч. 1 ст. 217 УПК РФ) обязывает следователя по окончании предварительного следствия предъявить обвиняемому и его защитнику все материалы дела в подшитом и пронумерованном виде.

Опись – это перечень всех письменных документов, содержащихся в деле, составленный в порядке нумерации его листов.

Уголовно-процессуальный закон не предусматривает составления описи имеющихся в деле документов, а лишь обязывает выполнить следующее требование: предъявить материалы дела в пронумерованном виде. Не секрет, что многие следователи в силу загруженности и ряда других причин пользуются этим пробелом закона, представляя материалы дела для ознакомления пронумерованными, но без описи.

Опись документов, находящихся в деле, подшивается после статистической карточки (форма № 6), предшествует всем материалам и не включается в нумерацию листов. В ней содержатся порядковые номера документов, их краткие наименования, а также ссылки на листы дела, на которых эти документы находятся[14].

Опись как организационный документ предварительного расследования составляется не только в случае принятия окончательного решения по делу, но и при направлении дела на судебно-психиатрическую экспертизу, по подследственности и др. Опись облегчает поиск того или иного документа любому участнику уголовного судопроизводства.

Положением об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, утвержденным приказом МВД России от 2 марта 2008 г. № 280, предусмотрена основная организационная форма взаимодействия: следственно-оперативная группа (СОГ). Согласно п. 11 данного положения решение о создании специализированной СОГ оформляется приказомначальника соответствующего ОВД.

По общему правилу, в материалах уголовного дела содержатся приказы о создании всех СОГ, кроме дежурной.

Указанное выше положение предусматривает, что следователь и сотрудник оперативного подразделения разрабатывают версии и составляют планследственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который утверждается их непосредственными начальниками (п. 37).

Планы расследования в зависимости от объема охватываемой ими деятельности следователя и других членов СОГ можно подразделить на следующие группы:

а) планы на стадии реализации оперативных материалов;

б) планы производства отдельных следственных действий;

в) планы проведения конкретных этапов расследования;

г) планы расследования по отдельным делам (или эпизодам);

д) планы работы следователя по нескольким делам, находящимся в его производстве.

На наш взгляд, во всех случаях, когда у следователя появляется возможность составить письменный план расследования, следует отдавать предпочтение именно этой форме. По сравнению с мысленным планом она имеет следующие преимущества:

– письменная форма плана конкретизирует мысли следователя;

– изложенный в такой форме план зрительно отражает процесс расследования, способствуя тем самым конкретному воспроизведению отдельных его сторон;

– письменный план облегчает следователю запоминание большого количества фактических данных, связей между ними и причин, вызвавших их появление;

– эта форма плана позволяет следователю осуществлять самоконтроль, а руководителю следственного органа и других подразделений – контролировать как процесс планирования, так и выполнение предусмотренных планом конкретных мероприятий[15].

Таким образом, составленный письменно согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий используется как одно из средств улучшения качества расследования уголовных дел.

Письменные планы расследования подшиваются только в уголовные дела, не оконченные производством, следовательно, в прекращенных или направленных в суд делах не содержатся.

На практике следователями нередко применяются неофициальные (в виде черновых набросков, кратких конспектов) планы. В них перечисляются следственные действия и другие мероприятия, которые необходимо провести по отдельному уголовному делу (или эпизоду), составные части характеризующего материала на обвиняемых и потерпевших. Такие упрощенные планы позволяют не упустить производство того или иного следственного действия, запросить все характеристики, копии приговоров и т.п., что способствует ритмичности следственной работы, не вызывает у следователя необходимости постоянно возвращаться к материалам дела.

При расследовании по сложному делу к плану согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий может прилагаться различная вспомогательная документация, способствующая систематизации, обобщению доказательств, обладающая наглядностью и помогающая уяснить важные обстоятельства расследования[16]. Например, на прилагаемых к планам схемах могут быть показаны:

– структура того или иного предприятия (учреждения или организации);

– движение материальных ценностей в процессе производства соответствующей продукции и ее реализация;

– движение документов в конкретном учреждении;

– взаимосвязь между различными организациями;

– связи проходящих по делу обвиняемых и др.

В уголовных делах встречаются и такие организационные документы, которые можно назвать служебной перепиской (сопроводительными письмами). К их числу, например, относятся письма о направлении материалов на объявление подозреваемого, обвиняемого в розыск, о направлении ксерокопии формы № 1 в ответ на запрос, о направлении исполненного поручения в порядке ст. 152 УПК РФ; письмо на имя руководителя банка о направлении для исполнения постановления о наложении ареста на денежные вклады обвиняемого; письмо в отделение связи о направлении для исполнения постановления о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления.

Оформление, содержание и форма сопроводительных писем не регламентированы процессуальным законом. Однако составление этих организационных документов в практике расследования крайне необходимо. В частности, по исходящему номеру и дате можно установить, своевременно ли следователь объявил подозреваемого, обвиняемого в розыск; сопроводительное письмо объясняет появление в деле фотографии с формы № 1, которая была использована при предъявлении для опознания.

В процессе предварительного расследования следователи по имеющимся в их производстве делам заполняют несколько видов статистических карточек. Составление этих документов урегулировано совместным ведомственным актом: Приказом МВД России от 29 декабря 2005 г. № 1070, утвердившим Положение «О едином порядке регистрации уголовных дел и учете преступлений».

Содержание и назначение статистических карточек будут раскрыты в рамках самостоятельной лекции.

Статистическая карточка (форма № 6) о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции приобщается к уголовному делу на каждого обвиняемого, подшивается перед описью документов, находящихся в деле, и нумерации не подлежит.

Своевременное оформление и направление по принадлежности статистической карточки формы № 6 позволяет накапливать информацию о результатах рассмотрения дела, систематизировать ее и представлять заинтересованным лицам.

Объявляя подозреваемого, обвиняемого в розыск, следователь составляет справку о личности разыскиваемого. Обязательность оформления данной справки предусмотрена п. 6.1.8. Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 5 мая 1993 г. № 213. Справка о личности разыскиваемого является неотъемлемой частью любого материала, который готовит следователь на объявленного в розыск.

В процессе расследования уголовных дел следователи оформляют требованияв следственный изолятор и подразделение охранно-конвойной службы о вызове арестованных из СИЗО в ИВС для производства следственных действий. Вызов арестованного, облеченный в форму именно такого организационного документа, сложился в многолетней практике.

Целый ряд документов, которые мы относим к организационным, составляется в случаях принятия мер к возмещению материального ущерба, причиненного потерпевшему или юридическому лицу.

Например, при возмещении стоимости причиненного ущерба предприятию, учреждению или организации работник бухгалтерии выдает лицу, возместившему ущерб, два экземпляра квитанции к приходному ордеру. Один экземпляр квитанции подшивается в уголовное дело. Если стоимость возмещена путем перевода денег, к делу приобщается копия почтового перевода. В случае возмещения стоимости ущерба, возврата похищенной или аналогичной вещи и т.п. лицо, которому был причинен вред, собственноручно оформляет расписку.

Во всех перечисленных документах указывается, кто, кому, когда и в какой сумме возмещает деньги (или другое имущество) в счет погашения ущерба. Эти организационные документы в обязательном порядке содержатся в уголовном деле.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ[17] (ч. 5 ст. 4) обязывает органы предварительного следствия в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд. Форма такого сообщения (уведомления) законом не предусмотрена, поэтому, на наш взгляд, может быть как устной, так и письменной. Более предпочтительным представляется письменный документ в виде служебного письма. С одной стороны, письменная форма позволяет проконтролировать своевременность выполнения следователем этой обязанности, с другой стороны, дает возможность сотрудникам военкомата знать о важных процессуальных решениях, принимаемых в отношении военнослужащих, военнообязанных и призывников. Сообщение военкомату приобщается к материалам уголовного дела.

Нами обозначены лишь наиболее распространенные в практике предварительного расследования организационные документы.

Имеет ли право следователь ознакамливать с уголовным делом пронумерованным карандашем?

Есть ли нормативный акт о регулировании чем писать стеркой с карандашем или ручкой.

А что конкретно пишется в деле карандашом?

Номера страниц дела. К примеру по 217 дело должно быть пронумеровано и прошнуровано.

Дело когда в суд передается, тогда оно нумеруется и сшивается

Следователь по 217 не показывает все дело выдавая по 1 тому. Косячит выдавая защитнику под тем же номером но другой том. жалобы не помогают так как он хочет урезать срок ознакомления через суд. А суд всегда на стороне следователя

А вы кто защитник? Или он беспомощный?

Согласно ст 217 УПК РФ ч1. После выполнения требования статьи 216 настоящего Кодекса следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дел

А вы скопируйте, сфотографируйте все материалы дела. После этого он уже ничего поменять не сможет.

Дело должно быть прошито, листы в томах пронумерованы ручкой, тома пронумерованы, только после этого следователь может предоставить дело для ознакомления Вам и защитнику. Если не прошито, не пронумеровано, письменно отказывайтесь с указанием этих обстоятельств.

Так оно и есть. Если не пронумерованы и не прошиты, вообще не приступайте к ознакомлению, более того с жалобой к прокурору сходите, если адвокат не может этот вопрос решить. Сделайте копии материплов дела и пусть следователь их заверит подписью и печатью.

Спасибо за советы но всеже вопрос о том как обосновать что карандаш нельзя использовать для нумерации страниц? Повторюсь следователь не показывает все дело. Ознакомление начато. Тома которые он показал были пронумерованы с помощью КАРАНДАША. А какой нормативный акт регулирует чем наносить нумерацию вопрос открытый. Он теперь отрезал все обложки тк по закону должно быть пронумеровано и прошнуровано дело. Данные преступные действия нужны следователю для сфабриковыванию уголовного дела.

Карандаш или ручка не имеет значения. Дело должно быть пронумеровано хоть чем, но должна быть опись, которая должна соответствовать страницам уголовного дела. Если не желаете полностью копировать дело, скопируйте опись каждого тома, подписанное следователем.

Спасибо за советы но всеже вопрос о том как обосновать что карандаш нельзя использовать для нумерации страниц? Повторюсь следователь не показывает все дело. Ознакомление начато. Тома которые он показал были пронумерованы с помощью КАРАНДАША. А какой нормативный акт регулирует чем наносить нумерацию вопрос открытый. Он теперь отрезал все обложки тк по закону должно быть пронумеровано и прошнуровано дело. Данные преступные действия нужны следователю для сфабриковыванию уголовного дела.

Я так понимаю максимум что можно указать, что представленные материалы уголовного дела, пронумерованные в соответствии с содержащейся в нем описью, носителем, который нельзя незаметно исправить, являются залогом соблюдения провозглашенных прав участников процесса знать, в чем обвиняется лицо (п. 1 ч. 4 ст. 46, п. 1 ч. 4 ст. 47 УПК РФ). Пункты 1 и 3 (d) ст. 6 Европейской конвенции по правам человека в связи с этим требуют, чтобы обвиняемому была предоставлена адекватная возможность оспаривать утверждения и допрашивать свидетельствующих против него лиц.

Вы, к сожалению, не правы.

Такая инструкция есть. Не понятно, почему никто из адвокатов не дал Вам правильного ответа.

Согласно п. 182 ИНСТРУКЦИИ ПО ДОКУМЕНТАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утв. Приказом МВД России от 4 декабря 2006 г. N 987

«О ДОКУМЕНТАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

182. Все подшитые в дело (том дела) документы нумеруются полистно арабскими цифрами. Номера листов проставляются простым карандашом в правом верхнем углу каждого листа вне текста документа. Названия документов и соответствующие этим документам номера листов дела вносятся во внутреннюю опись документов, находящихся в деле.

Листы внутренней описи документов, находящихся в деле, нумеруются отдельно.

183. Исправления во внутренних описях документов, находящихся в деле, оговариваются и заверяются подписями двух сотрудников подразделения делопроизводства и режима.

Должна ли находиться опись в уголовном деле при ее ознакомлении

Именем Российской Федерации

от 30 октября 2008 г. N ГКПИ08-1856

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Гудковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Якунина Сергея Георгиевича о признании недействующими пунктов 9.2.1.6, 9.2.3.2 Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 107,

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 107 утверждена Инструкция по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях.

Якунин С.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании пунктов 9.2.1.6, 9.2.3.2 Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 107 (далее — Инструкция).

Заявитель считает, что пункты 9.2.1.6, 9.2.3.2 Инструкции, регламентирующие порядок прошивания и нумерации уголовных дел, противоречат нормам УПК РФ и нарушают его права, как участника уголовного судопроизводства, в т.ч . на ознакомление с материалами уголовного дела.

По мнению заявителя, простое прошивание страниц уголовного дела, нумерация страниц простым карандашом допускает возможность изменения материалов уголовного дела после ознакомления с ним обвиняемого.

О дне слушания дела заявитель извещен надлежащим образом.

Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации И.Н. Корнилова возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, приказ об утверждении и введении в действие Инструкции был издан в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», оспариваемые положения Инструкции не противоречит федеральному законодательству.

Выслушав доводы представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации И.Н. Корниловой, проверив оспариваемые нормы на предмет их соответствия федеральному закону, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Реализуя предоставленные ему полномочия, Генеральный прокурор Российской Федерации Приказом от 5 июня 2008 г. N 107 утвердил оспариваемую Инструкцию, которая устанавливает на единой основе систему делопроизводства в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратурах, прокуратурах городов и районов, других территориальных и специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры, а также в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации и входящих в его систему органах и учреждениях (пункт 1.1). Инструкция согласована с Федеральным архивным агентством 26 февраля 2008 года.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Генерального прокурора РФ от 20 марта 2002 г. N 10 организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию в журнале «Законность».

Оспариваемая Инструкция не подлежит опубликованию, поскольку носит ведомственный характер и не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Согласно статье 217 УПК РФ следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела (ч. I). При этом федеральным законодательством не установлен порядок технического формирования дел.

Пунктом 9.2 оспариваемой Инструкции установлен порядок формирования, оформления и оперативного хранения дел, надзорных и наблюдательных производств.

Согласно пункту 9.2.1.6 Инструкции подлежат обязательной нумерации листы с последующим составлением внутренней описи документов в каждом томе всех уголовных дел. Нумеруются все листы простым карандашом, цифры проставляются в правом верхнем углу листа.

Пунктом 9.2.3.2 установлено, что документы в уголовные дела подшиваются по мере их составления или поступления. Все документы во всех уголовных делах должны быть подшиты или сброшюрованы не менее чем в четыре прокола. Не допускается вложение документов в конверты к томам уголовных дел.

Таким образом, установленный оспариваемыми положениями Инструкции порядок технического формирования уголовных дел не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителя на ознакомление с материалами дела.

Доводы заявителя о том, что простое прошивание страниц уголовного дела и нумерация страниц простым карандашом допускает возможность изменения материалов уголовного дела после ознакомления с ним обвиняемого, суд считает необоснованными.

В соответствии с оспариваемой Инструкцией документы в уголовные дела подшиваются по мере их составления или поступления, все документы во всех уголовных делах должны быть подшиты или сброшюрованы не менее чем в четыре прокола (п. 9.2.3.2). Внутренняя опись дела (тома) составляется на отдельном листе по установленной форме, которая содержит сведения о заголовках, номерах, датах документов и номерах листов дела (п. 9.2.1.7), во всех уголовных делах делается заверительная надпись на бланке «Лист-заверитель» (п. 9.2.1.8).

Соблюдение данного порядка оформления уголовных дел исключает возможность изъятия из дела документов после ознакомления с ними.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 217 УПК РФ в процессе ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемый и его защитник вправе выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств.

Аналогичный порядок технического оформления дел установлен типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. N 536 (п. 6.2.9), Инструкцией по делопроизводству в федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июня 2008 г. N 126 (п. 161), Инструкцией по делопроизводству в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 76 (п. 6.3.4), Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 марта 2004 г. N 27 (п. 27.6), Инструкцией по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 ноября 2007 г. N 220 (п. 153).

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 — 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

заявление Якунина Сергея Георгиевича о признании недействующими пунктов 9.2.1.6, 9.2.3.2 Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 107, — оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

КАК ЗНАКОМИТЬСЯ С УГОЛОВНЫМ ДЕЛОМ?

Мои рекомендации при ознакомлении с материалами уголовного дела:

1. перед началом ознакомления с материалами уголовного дела следователь должен составить протокол уведомления об окончании предварительного следствия в котором укажите, что просите предоставить график ознакомления с материалами уголовного дела и возможность сфотографировать уголовное дело.

2. полностью сфотографируйте уголовное дело от корки до корки (следователь не обязан составлять оглавление) и в графике ознакомления с уголовным делом укажите количество томов и количество страниц в каждом томе, которые Вы сфотографировали для дальнейшего ознакомления. В графике обязательно укажите, что с делом не ознакомились, а сфотографировали для дальнейшего ознакомления по фотографиям, в этом случае Вам не нужно будет сидеть у следователя в его кабинете знакомиться с уголовным делом, закон это позволяет сделать.

3. к графику ознакомления с уголовным делом приложите свое уведомление, а не ходатайства (так как следователь Вам в этом откажет), в котором уведомите следователя о том, что уголовное дело сфотографировали для дальнейшего ознакомления по фотографиям и укажите конкретную дату подписания протокола ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

4. средняя продолжительность времени для ознакомления с материалами уголовного дела составляет не менее 2-х суток на изучение одного тома уголовного дела.

5. при ознакомлении с уголовным делом нужно провести следующее:

— анализ движения уголовного дела с точки зрения соблюдения уголовно-процессуального законодательства: дату и время возбуждения уголовного дела; передача от одного следователя другому (в документах об изъятии дела и о передачи проверить ФИО следователей), наличие подписей на документах.

— находилось ли по дате уголовное дело в производстве у следователя на момент выполнения им процессуальных, следственных действий и направления в суд каких-либо ходатайств.

— установить смысл представленных документов и доказательств.

— сопоставить изъятые объекты, документы и предметы в ходе осмотра или выемки с теми объектами, документами и предметами, которые в дальнейшем осматривались и признавались в качестве вещественных доказательств.

— детально изучить, проанализировать, сопоставить и оценить, имеющиеся в материалах уголовного дела документы и сведения.

— сопоставить все даты и время проведения процессуальных и следственных действий для исключения проведения разных процессуальных и следственных действий в одно и то же время, одним и тем же следователем.

— сравнить стенограмму аудио или видеозаписей с протоколом осмотра этих аудио или видеозаписей на предмет соответствия.

— проверить разрешены ли все ходатайства участников уголовного судопроизводства.

— установить связи между отдельными частями материалов уголовного дела, то есть оценку соответствия различных документов и доказательств между собой.

— проанализировать уголовного дела с точки зрения подлежащих применения норм материального и процессуального законодательства.

— провести конструирование моделей показаний и опровержения, представленных доказательств, их обсуждения и согласования с адвокатом.

— сформировать согласованную с адвокатом и основанной на изученных материалах дела позицию обвиняемого.

6. в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела можете заявите такие ходатайства как:

— прекращение уголовного дела в связи с непричастностью, отсутствием состава преступления, истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, примирением сторон, деятельным раскаянием, в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

— направление уголовного дела на дополнительное расследования в связи с неполнотой проведенного следствия и необходимостью выполнения конкретных следственных или иных процессуальных действий.

— переквалификация действий на менее тяжкое преступление.

Ссылка на основную публикацию