Должен ли быть сквозной проезд во дворе многоквартирного дома

Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

1-10. Комментируемая статья, посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В положения комментируемой статьи вошли, но с определенными изменениями, требования целого ряда нормативных документов, именуемых «строительные нормы и правила». Прежде всего, следует отметить, что в п. 8.1 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных, отнесено к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и мероприятиям, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ. В отношении же требований, в соответствии с которыми следует предусматривать проезды для основных и специальных пожарных машин, СНиП 21-01-97* отсылают к соответствующим строительным нормам и правилам.

Как установлено в п. 2 Приложения 1 «Противопожарные требования» к СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в т.ч. со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

В п. 6.19 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м; в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В ч. 1-10 комментируемой статьи также воспроизведен ряд требований СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий» и СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий». При этом необходимо иметь в виду, что положения названных норм вошли также и в ст. 98 комментируемого Закона, устанавливающую требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта (см. комментарий к указанной статье).

В соответствии с п. 3.46 СНиП II-89-80*:

к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны — при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов;

к зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон;

в случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод;

расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м — не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м — не более 10 м;

в необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.

Согласно примечаниям к п. 3.46 СНиП II-89-80*:

1) за ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями;

2) к водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м;

3) пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части;

4) подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания.

В п. 4.14 СНиП II-97-76 предусмотрено, что к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения — при ширине их до 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м; расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м. Согласно п. 4.15 названных норм к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей.

11-12. В ч. 11 комментируемой статьи вошли соответствующие требования СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», а также других подобных строительных норм и правил. Так, в соответствии с п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. В п. 1.6 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» аналогично установлено, что сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м, но при этом предусмотрено, что это требование не распространяется на сквозные проемы в зданиях и сооружениях на уровне земли или первого этажа (пешеходные проходы и другие, не предназначенные для проезда пожарных машин).

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи в исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Часть 13 комментируемой статьи вобрала в себя с соответствующей детализацией положение п. 2.9 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», устанавливающее, что тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

14. Предусмотренные в ч. 14 комментируемой статьи требования к сквозным проходам через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях ранее содержались в СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания». Согласно п. 1.10 названных норм сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 м.

15. В соответствии с ч. 15 комментируемой статьи при использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось. Ранее подобное требование содержалось лишь в московских городских строительных нормах (МГСН), а также в нормативных документах рекомендательного характера.

16. В ч. 16 комментируемой статьи включено положение п. 4 Приложения 1 «Противопожарные требования» к СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка», устанавливающее, что к рекам и водоемам следует предусматривать подъезды для забора воды пожарными машинами.

17. Часть 17 комментируемой статьи изменяет требование, которое содержится в п. 4.2.3 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»*(82), прин. постановлением Госстроя России от 30 декабря 1999 г. N 94*(83), и согласно которому планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в т.ч. к домам, расположенным на приквартирных участках.

18. В ч. 18 комментируемой статьи вошли следующие требования п. 5.7 и 5.8 СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»:

на территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц — не менее 15 м; для проездов — не менее 9 м. Минимальный радиус закругления края проезжей части — 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц — не менее 7,0 м, для проездов — не менее 3,5 м (п. 5.7);

на проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. Расстояние между разъездными площадками, а также между разъездными площадками и перекрестками должно быть не более 200 м (п. 5.8).

Раздел 17. Правила дорожного движения в жилых зонах

В ПДД используется такой термин, как «жилая зона» и «дворовая территория» в который входят дворы квартирных домов. ПДД регламентируют правила движения в жилых зонах и дворовых территориях пункт 17.4 , а при несоблюдении правил налагается штраф. Разберемся что означает знак жилая зона.

Что такое жилая зона и дворовая территория

Жилая зона — область в населенном пункте, в которой размещены жилые дома, прачечные, химчистки, бани, поликлиники, школы, культовые сооружения, автомобильные стоянки, гаражи и другие объекты, связанные с проживанием людей.

Границы жилой зоны определены знаками:

  • знак жилая зона 5.21 указывает на въезд в жилую зону,
  • знак жилая зона 5.22 — на выезд из нее.

Территории дворов и протяженные жилые поселки также относятся к жилым зонам, и соответственно, на них будут также распространяться все правила, связанные с жилыми зонами.

Такие территории могут не быть жилыми. Знаки въезда и выезда могут стоять на конкретных улицах или их участках в торговой части или даже деловом центре, так как в этих местах нужно создать подходящие условия для прохожих, ограничив скорость движения, не устанавливая полный запрет на движение ТС.

Дворовая территория — это территория, окруженная зданиями, которая окружает:

  • детские площадки;
  • зеленые насаждения;
  • места для отдыха;
  • местные проезды к домам, школам, детским садам и т. п.

Какие действия запрещены в жилой зоне водителям ТС

В жилых зонах запрещается:

  1. сквозной проезд (по этим территориям без снижения скорости);
  2. учебная езда;
  3. остановка на более чем 5 минут с включенным двигателем;
  4. стоянка грузовиков больше 3,5 тонн.

Зимой автомобилистам негласно разрешается отступать от этих предписаний, когда необходимо прогреть двигатель, почистить машину от снега или расчистить выезд после ночного снегопада.

Приоритет пешеходов

В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД). Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах.

Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда.

При этом умышленно мешать движению по проезжей части запрещается, то есть курить, стоя посреди дороги, не давая проехать автомобилю или машине скорой помощи, нельзя.

Скорость движения в жилой зоне

Максимальная скорость в жилых зонах и на дворовых территориях составляет 20 км/ч. (Пункт 10.2 ПДД)

Сквозной проезд через жилую зону

Сквозное движение — это движение автомобиля, где въезд и выезд автомобиля происходит в в разных участках территории и при движении водитель не совершает остановку для посадки и высадки людей, а так же выгрузку и погрузку груза.

Сквозное движение в жилой зоне запрещено, но есть возможность избежать нарушения Правил, если внутри нее сделать остановку, после чего движение продолжить.

Въезд и выезд с жилой зоны или дворовой территории

Выезжая из жилой зоны или въезжая в жилую зону, водитель транспортного средства, согласно Правилам, уступает дорогу любому участнику движения, независимо от того, в каком направлении он двигается.

Остальные разделы ПДД также не теряют своего действия, поэтому в случае с равнозначным перекрестком водитель должен пропустить приближающиеся справа автомобили.

Видео: Правила дорожного движения в жилой зоне

Горячая линия

+7 (499) 350-80-61

+7 (812) 309-17-81

Штраф и ответственность

Превысив максимальную скорость движения в жилой зоне, водитель понесет наказание, от 500 рублей до лишения прав до 12 месяцев. Размер штрафа зависит от от величины превышения скорости.

Остальные штрафы, регламентирующиеся 12.28 КоАП РФ составят:

  • 3500 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга,
  • 1500 рублей для регионов.

На пешехода может быть наложен штраф, если он создал необоснованную помеху движению транспорта, но только если правонарушение было зафиксировано сотрудниками ДПС.

Как бороться с ездунами через двор ?

Заранее прошу прощения, чуть спонтанно .задолбало. бомбит.

Наш двор-проездной, ну как проездной нормальная дорога есть, но через двор можно срезать (секунд 30 сэкономить) едет народ в/из двух гаражных кооперативов .

Когда то поставили самодельный шлкгбаум, не запираемый — просто прикрывался . срезали.

Еще один ставить смысла нет — будет тоже самое.

Лежачих полицейских по пдд ставить нельзя тк они ставятся только на проезжей части, а у нас двор (прилегающая территория) -это из моей переписки с администрацией города.

Тут меня один одаренный бампером подталкивал потому что я в сторону не отпрыгиваю-он считает что это проезжая часть, я что двор (у меня офицальная бумага-письмо есть что это двор), он типа знаков нет значит проезжая часть . а туда и подъезды выходят и лавочки стоят с клумбами, дети бегают, мамы с колясками — все равно млин проезжая часть.

причем через двор пруться все и летуны и газели и даже фуры.

по пдд знаков двора нет есть только жилая зона, но она не обязательна.

как можно остановить ограничить таких ездунов?

p/s можно как то официально наказать ездунов через двор с помощью видео записи с регистратора?

вот я в администрацию уже написал что давайте блок поставим

Мы у себя во дворе ставили бетонные блоки. Нашлись особо ушлые товарищи, которые написали в мчс, что блоки мешают пожарным подъехать к дому и т.д. и блоки отодвинули.

В итоге блоки простояли на дороге 2 месяца, потом еще пару месяцев поток машин через двор был небольшой, потом все вернулось как и было.

Вам бы сотрудников Гибдд привлечь к этому делу: постоит экипаж недельку там, половит фуры и газели, ездунов всяких диких оштрафует за опасную езду. эффект на пару месяцев будет обеспечен.

я тож про это думаю . служащее письмом будет в гибдд.

если нет попробую найти тех кто скинеться — класть нелегально полицейский лежачих

Легче самому кусок сваи привезти.

Было б на чем — ты бы тоже считал двор проезжей частью 😀

так у меня есть на чем 🙂 две машины одна во двре стоит почти недвижимость вторую не во дворе ставлю

Интырнет полон желающих перевезти что угодно за символическую (очень доступную даже для одного человека) плату. Тут было бы желание.

Если кому интересна тема

(наименование структурного подразделения)

(Фамилия Имя Отчество заявителя)

(индекс и почтовый адрес заявителя для переписки)

(Узнать свой индекс)

Сообщаю, что на территории двора жилого дома (в жилой зоне), расположенного по адресу:

(укажите город, адрес)

систематически наблюдается сквозное движение автотранспорта:

(Опишите суть проблемы. Без эмоций. Напишите Ваши просьбы/требования/предложения путей решения)

На основании изложенного и руководствуясь ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Положением «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 15 июня 1998 года N 711, прошу:

проверить действия лиц на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.28 КоАП РФ, привлечь виновных лиц к предусмотренной законом ответственности;

ограничить сквозной проезд в названной жилой зоне (жилом дворе).

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи указанного Федерального закона определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно пункту 17.2 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» в жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, согласно пункту 17.4 этого же постановления, требования семнадцатого раздела указанного Постановления распространяются также и на дворовые территории.

В статье 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ установлена ответственность за нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах.

Согласно пункту второму Положения «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 15 июня 1998 года N 711 ГИБДД занимается вопросами обеспечения безопасности дорожного движения, проведением мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства, а согласно подпункту «З» пункта 11 того же положения в обязанности ГИБДД входит осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.

(необязательно; если отправляете фотографии, схему или копии документов, то опишите и укажите количество листов)

Право на ухоженный и чистый двор или основные вопросы придомовой территории

Как устанавливают нормы жилищного законодательства, действующие в 2019 году, придомовая территория многоквартирного дома имеет правовой режим общей собственности всех владельцев квартир конкретного домостроения. И этим определяется желание жильцов знать положения законов, которые устанавливают определённые нормативы для содержания участков вокруг жилых строений.

Понятие и площадь участка вокруг многоэтажного жилья

Как определяет Жилищный кодекс, придомовая территория – это часть общего имущества многоэтажного домостроения, состоящая из земельного участка под зданием, зелёных насаждений, вспомогательных построек (подстанций, гаражей, детских площадок). Основное назначение земли возле многоэтажного строения – нормальная эксплуатация жилых помещений владельцами.

Границы придомовой территории определяются в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, хотя точного определения, нормативов размера земельного участка правовые акты не дают.

Сколько метров по площади будет дворовый участок, и как считается минимальная площадь территории возле дома, определяет администрация района городского округа, и зависит это от общей застройки жилого района, а также наличия объектов инфраструктуры.

Порядок определения прав на землю возле жилых строений

Согласно действующему в 2019 году Жилищному кодексу, минимум вопросов возникает при установлении прав на участки вокруг новостроек. Придомовая территория многоквартирного дома ставится на кадастровый учёт при сдаче строения, и передаётся жильцам в собственность вместе с квартирой (в цену жилья включена часть стоимости участка, на котором стоит дом).

Оформление в собственность земли под ранее возведёнными (до начала действия нового закона) домами происходит несколько иным порядком. Правила устанавливают безвозмездную передачу участка под строением и вокруг него в собственность жильцам.

Длительность и хлопотность процесса приватизации придомовой территории зависит от того, проведён ли кадастровый учёт земельного надела или нет. Вариант, когда земля уже учтена, не доставит больших проблем с оформлением – жильцы (или их представитель) обращаются в регистрирующий орган с заявлением о приватизации территории вокруг дома, и в данные кадастра вносятся изменения относительно собственника участка.

Самый сложный процесс оформления земли в том случае, если участок вокруг дома ещё не имеет кадастрового плана (не учтён регистрирующим органом) Тогда для оформления собственности необходимо провести целый ряд мероприятий.

Для начала нужно собрать общее собрание жильцов и положительно разрешить вопрос с оформлением придомовой земли. Потом написать в компетентный орган местной администрации заявление о передаче прав на участок владельцам квартир.

Соответствующий орган организует выделение надела, межевание придомовой территории, подготовку технической документации, постановку участка на кадастровый учёт. После регистрации земельного участка происходит передача прав на него собственникам квартир в этом здании.

Плюсы и минусы установления права собственности на землю

Интересно, что сам по себе процесс передачи прав на землю возле дома ещё не отработан на практике, так как местные власти не спешат лишаться земельной собственности, и, соответственно, прав на неё, а жильцы не торопятся приобретать право в силу хлопотности процесса и некоторых проблем, которые принесёт собственная придомовая территория.

Самые заметные минусы оформления права собственности:

  • придётся оплачивать земельный налог;
  • все бремя благоустройства (вместе с ремонтом дворовых дорог) ляжет на плечи владельцев квартир в многоэтажке.

Но с другой стороны есть и положительные моменты:

  • не будет возникать вопросов относительно незаконной застройки земли вокруг дома;
  • будет возможность использовать участок для получения доходов, которые пойдут на благоустройство.

Кто обязан содержать придомовую территорию в порядке

Новый Жилищный кодекс установил, что благоустройство придомовой территории — обязанность владельцев земли вокруг дома, то есть хозяев квартир в многоэтажном доме. Причём доля участия в финансировании работ по уборке участка, по закону распределяется пропорционально доли каждого в праве собственности, а такая доля зависит от площади жилого помещения, принадлежащая конкретному человеку.

Получается, что уборка придомовой территории, в том числе и в зимний период, осуществляется за счёт владельце квартир. Для этого обычно полномочия по благоустройству передаются либо ТСЖ, либо управляющей компании, которая собирает деньги с жильцов и проводит все необходимые работы.

Но, такой порядок установлен для зданий, земля вокруг которых оформлена в долевую собственность жильцов. Если участок под домом не оформлялся, то он принадлежит муниципалитету, и содержание придомовой территории является обязанностью местных властей, то есть районной администрации.

Основные обязанности по благоустройству

Как устанавливают правила, осуществлять все действия по уборке, благоустройству, озеленению придомовой территории должны специализированные организации, уполномоченные на проведение работ собственниками земли вокруг дома.

Так в зимний период к таким видам деятельности относятся:

  • вывоз снега;
  • очистка дорог ото льда;
  • обработка пешеходных зон песчано-соляной смесью.

Если речь идёт об осени, весне и лете, то это:

  • уборка твёрдых бытовых отходов и листвы;
  • обработка зелёных насаждений – их побелка, обрезка, вырубка;
  • уборка пыли и прочего мусора;
  • посадка и уход за цветами и клумбами;
  • ремонт и покраска детских площадок, лавочек, ограждений.

Права жильцов на двор

Если в обязанности собственника входит поддержание привлекательного вида земельного участка возле многоквартирного дома, в том числе и уборка придомовой территории, то у жильцов, в чьей собственности находится земля, есть, и определённые права на свой надел.

Так, некоторые части придомовой территории можно сдавать в аренду для размещения объектов, деятельность которых возможна неподалёку от жилых домов (овощные ларьки, газетные киоски).

Возможность установки заграждений

Жильцы — собственники имеют право установить ограждения на принадлежащей им территории, и ограничить въезд на участок и проезд через него посторонних лиц. При решении вопроса о заборах на придомовой территории стоит сказать, что двор можно:

  • оградить полностью, но тогда необходимо получить разрешение архитектурно-строительного отдела местной администрации, и организовать возможность беспрепятственного подхода к инженерным коммуникациям, и проезда специального транспорта (скорой, пожарных, полиции);
  • установить частичное ограждение, например, шлагбаум на въезде, и ограничить сквозной проезд через двор. Установка такого забора не требует разрешения;
  • загородить некоторые части двора – детскую площадку, газоны, места выгула собак, цветники. Для этих целей тоже не нужно разрешение на монтаж забора.

Особенности парковки вокруг дома

Парковка автомобилей во дворе – ещё один спорный вопрос придомовой территории. Вообще, ещё на стадии проектирования должна быть учтена возможность стоянки автомобилей, при этом должны соблюдаться определённее правила:

  • от открытых стояночных мест до фасада дома должно быть не менее десяти метров, от гаражей – не менее семи с половиной метров, если выезд из них не направлен в сторону дома;
  • максимальное количество разрешённых открытых парковок возле дома – на пятьдесят машин, закрытых паркингов и гаражей разрешено установить на сто мест.

Не стоит забывать, что при парковке возле дома также действуют и нормы ПДД, положения которых ограничивают некоторые права жильцов оставлять машины на придомовой территории (включённый более пяти минут двигатель машины, парковка ближе пяти метров у мусорного контейнера, остановка на тротуарах и газонах).

Ссылка на основную публикацию